«Мусорная реформа буксует, нужна ререформа»: Гиниятуллин предложил разделить функции регоператора

Представитель исполкома Казани заявил о необходимости отказа от монополисткой схемы, когда сбором, хранением и утилизацией занимается только выбранный региональный оператор по по обращению с ТКО.

news_top_970_100

«Мусорная реформа» в Татарстане буксует и нужен возврат к той схеме, которая действовала в Казани ранее. Таким мнением поделился замруководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин во время круглого стола об обращении с отходами, который собрал представителей татарстанских ведомств, казанской администрации, регоператоров и экоактивистов. 

«Полигонов под мусор не напасешься»

Земли в Казани для обустройства новых мусорных полигонов нет, заявил Гиниятуллин. Если ежедневно из города вывозится, по словам чиновника, примерно 1,6 тыс. тонн твердых бытовых отходов, то становится понятно, что представитель исполкома прав – чтобы разместить эти объемы мусора, полигонов не напасешься. За 5,5 лет ни одного нового полигона в республике, кроме второй карты полигона на улице Химической в Казани,не появилось, а те, что есть, уже не справляются с объемом. Инфраструктура не развивается, строительство мусоропрерабатывающего завода приостановлено, на контейнерных площадках перенакопления, тарифы из года в год растут, как и недовольство граждан, обрисовал Гиниятуллин свое видение ситуации. 

«Другими словами, можно сказать, что реформа буксует. Крайне необходима ререформа. Нужны решения как на федеральном уровне, так на республиканском и городском. Чтобы избежать мусорного коллапса в недалеком будущем, нам необходимо сокращать образование и накопление отходов. Сокращать образование сложно, требуется менять привычки населения, потребителей. Поэтому мы говорим о сокращении накопления и вывоза. Достичь этого можно, широко внедряя раздельный сбор мусора. Тоже вопрос очень глубокий – необходимо восстановление перебатывающей отрасли, субсидирование этой отрасли. Сегодня производить продукцию из первичного сырья дешевле, чем из вторичного, поэтому тут нужна поддержка тем, кто занят в этом бизнесе», – сказал Гиниятуллин. 

По словам представителя исполкома, другого пути нет.

«Мусорная реформа» в Татарстане буксует и нужен возврат к той схеме,

которая действовала в Казани ранее, заявил заглавы исполкома. 

Фото: © Михаил Захаров 

«Надо ломать систему»

В Казани, по информации чиновника, на сегодня действуют 1548 площадок под раздельный сбор мусора, внедренные еще в 2018 году. 1270 сеток для перебатываемых отходов установил региональный оператор. Для сбор вторсырья действуе 21 павильон. Город отвел еще около 30 участок под подобные павильоны, но пока число их не растет – павильоны все больше сворачивают свою работу, ведь бизнес становится невыгодным. В школах работает 20 фандоматов. В масштабах города для уменьшения накопления отходов, этого, конечно, не достаточно. 

«Надо ломать систему ТКО, отказаться от норм. Сделав регоператора собственником всех ТКО, реформа выкинула из процесса обращения с отходами целый пласт представителей малого и среднего бизнеса, наладивших сбор и переработку вторичного сырья. У них просто не осталось предмета обработки, им остается только покупать сырье, которое извлекается из общей массы мусора, будучи перемешана с ним. Его дальнейшая переработка затруднена и невыгодна», – заявил Гиниятуллин. 

В качестве предложений для «ререформы» он тут же высказал, как выразился сам, «еще более крамольную мысль». Искандер Гиниятуллин предложил разделить функции участников сферы обращения с ТКО. На сегодня отвечает и за мусорные контейнеры во дворах, и за полигоны в городах,один региональный оператор – для Казани это УК «ПЖКХ». Также он занимается сбором, сортировкой и утилизацией. 

«А у площадки должен быть конкретный владелец – управляющая ли компания, учреждение, организация, предприятие, гражданин. И все, что находится на ней и в границах санитарной зоны, должно быть в прямой ответственности у владельца. Накопление, сбор отходов, содержание площадки, начисление платы и сбор платы должны быть функцией владельца площадки вплоть до погрузки отходов в мусоровоз. Погрузка и транспортировка – это задача перевозчика. Воспрос захоронения и утилизации – это третий уровень. И это должно быть обязательно функцией органов местного самоуправления. На каждом этапе должна применяться оплата по факту. И только эта схема будет полноценно работать», – заявил Гиниятуллин. 

Причем, напомнил он, в Казани ранее было именно так. К подобной схеме обращения с ТКО Гиниятуллин и призвал вернуться. 

«Иначе мы придем в тупик, либо это все потребует очень больших бюджетных денег», – резюмировал замглавы исполкома. 

В Татарстане на круглом столе с министрами, главами районов и представителями операторов по обращению с отходами республики обсудили идеи для поправок законодательства в сфере обращения с отходами. В дальнейшем они будут переданы в Госсовет для дальнейшей разработки. 

 

news_right_column_240_400