Маленький город Буинск на юго-западе Татарстана вошел в историю великой войны как начало железнодорожной магистрали, проложенной от центра России к крепости на Волге Сталинграду.
О том, как Казанская железная дорога стала «запасной Волгой» страны и помогла выстоять осажденному городу, нашему корреспонденту рассказал историк стальных магистралей Татарстана Ильгиз Нигматуллин.
...Поезд за станцией Свияжск чуть снижает скорость. Еще полчаса назад он мчался по магистральному Южному ходу Горьковской железной дороги. А тут в сторону Ульяновска одна колея, разъезды, на которых приходится иной раз дожидаться появления встречного состава, чтобы разъехаться, да неторопливо мерно рокочущие тепловозы. Такие участки называют рокадами. На карте их рисуют потоньше, чем главные магистрали.
Но случается такое: именно рокады могут сыграть чуть ли не решающую роль в истории целой страны. Такое выпало однажды на долю железнодорожной линии Свияжск - Саратов - Волгоград, или, как ее еще называют, «запасной Волги».
Линию Свияжск - Волгоград в пределах Горьковской железной дороги, то есть до станции Цильна, где граничит она с Куйбышевской магистралью, обслуживает дистанция пути, которая базируется в небольшом городке Буинске, что на юго-западе Татарстана.
Два с половиной часа пути от Свияжска по приволжским степям - и поезд сбавляет свой ход перед крупной станцией. За окнами - единственный в этом краю город: ухоженные улицы, одноэтажные дома с палисадниками. Звеня, проплывет снаружи вагона переезд с вереницей машин. И вот уже слева солидное выполненное фигурной кладкой из красного кирпича здание дистанции пути, чуть дальше в таком же стиле новый вокзал. Буинск - опорная станция на всем участке железнодорожной линии от Свияжска до Цильны.
Сам город Буинск невелик - это 20,3 тысячи жителей. Он на самом краю Татарстана - там, где республика граничит с Чувашией и Ульяновской областью. Здесь с давних пор соседствуют, мирно трудятся и вместе гуляют на праздниках татары, русские и чуваши. А история Буинска уходит в далекую глубину веков. Еще во времена Ивана Грозного, в 1555 - 1556 гг., в этих местах строилась Карлинская укрепленная линия: новые юго-восточные границы нуждались в защите от набегов степных кочевников. Тогда на месте современного Буинска и появилась крепость, как и нынешняя железнодорожная станция, - опорная для десятков верст линии обороны. Городом селение стало официально лишь в 1780 году при правлении императрицы Екатерины II. С 1930 года Буинск - центр района.
Всколыхнула жизнь провинциального города и еще десятков поселений на юге Татарстана грянувшая в 1941 году война. Больше 10 тысяч буинцев ушли на фронт, свыше 7 тысячам из них не суждено было вернуться домой. Героически, без выходных и отпусков, трудились буинцы в тылу, прежде всего на колхозных полях. В семи детских домах, в тысячах семей буинцев растили осиротевших детей, эвакуированных из Ленинграда, Подмосковья, Белоруссии, Прибалтики.
Настоящим народным подвигом стало на юге Татарстана строительство железной дороги. Началось оно осенью страшного 1941 года, когда враг рвался к югу страны, к Сталинграду. Более чем за год до начала Сталинградского сражения было решено подтягивать транспортные коммуникации, по которым с востока и севера к городу можно было перебрасывать войска, технику, топливо. Железнодорожная сеть возле этого города до войны была развита слабо. С запада, с правого берега Волги, к нему подходили всего три однопутные линии с низкой пропускной способностью. Их неизбежно, по расчетам Ставки, должен был перерезать наступающий враг. Так и случилось летом 1942 года. Но транспортная связь со Сталинградом не прервалась! Новые линии уже были построены.
Скорость их прокладки стала беспримерной. В сентябре 1941 года по молниеносно подготовленному проекту тысячекилометровой линии Свияжск - Сталинград только началась отсыпка полотна. А уже 27 сентября 1942 года по новой железной дороге прошел первый пробный грузовой поезд, и в декабре началось пассажирское движение.
В годы Великой Отечественной войны Буинск, пришедший на помощь Сталинграду, представлял собой небольшой город с населением 5902 человека. Из Буинского района на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков ушло более 10 тысяч жителей. 3089 буинцев за мужество награждены орденами и медалями. Трое из них удостоены звания Героя Советского Союза: уроженец с. Большое Фролово П.Г.Шафранов, буинец А.В.Самочкин, житель с. Шигали М.Т.Гарнизов. Полным кавалером ордена Славы стал З.М.Арусланов. А.М.Карташов из с. Альшеево в октябре 1943 года закрыл грудью амбразуру вражеского дзота.
Тяжелые испытания выпали на долю оставшихся в тылу. Полуголодным женщинам, старикам и подросткам нужно было помогать фронту, работая от зари до зари, делить кров и скромное пропитание с эвакуированными.
Уже 14 июля 1941 года в город начали прибывать первые эвакуированные. Для них подготовили помещения Буинского дошкольного педучилища, все его общежития передали под детские дома.
Буинский район принимал жителей из Москвы и Московской области, Ленинграда и Ленинградской области, Мурманска. Эвакуированные в эшелонах прибывали в Самару, затем на паромах до Тетюш и только после долгой мучительной дороги на гужевых повозках, а чаще всего пешком, - в Буинск.
Особая страница истории города периода Великой Отечественной войны - строительство железной дороги Свияжск - Буинск.
В январе 1942 года председатель ГКО Иосиф Сталин подписал постановление о строительстве Волжской рокады - железной дороги Сызрань - Саратов - Сталинград. Ведение работ поручили Главному управлению лагерей строительства железных дорог, а на участке Саратов - Вольск - Народному комиссариату путей сообщения.
Буинскую дистанцию пути создали 17 ноября 1942 года. Железнодорожная магистраль строилась в кратчайшие сроки, что потребовало неимоверных человеческих сил. Вот как рассказывает о тех днях бывший бригадир путейцев А.К.Петров: «Работали на возведении пути на нашем участке возле города Буинска в основном репрессированные поволжские немцы. А также мобилизованные по трудовой повинности местные жители: крестьяне, жившие за 30 - 35 км от места прокладки дороги, демобилизованные по ранению фронтовики, подростки, пенсионеры, женщины. Жили в палатках, землянках в чистом поле. Некоторые спали прямо у насыпей и мостов. Работали от темна до темна в любую погоду. А питались скудно, траву с водой варили на костре. Хлеб выдавали очень редко. Основная техника - кирка, лом, лопата, тачка. Руки да спины. Но люди выжимали из «техники» все возможное. Примитивной была и технология строительства. Балласт ровняли лопатами, трамбовали ногами. Рельсы и шпалы подвозили старогодние - снимали их с недостроенных участков тупиковых веток тогда еще Казанской дороги».
Построенная рокадная железная дорога на берегу Волги, начало которой было положено в Буинске, помогла доставить в район Сталинграда 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием и медикаментами. Военные железнодорожники обеспечили фронт всем необходимым и сделали все для победы наших войск над трехсоттысячной армией Паулюса, стоявшей у ворот города на Волге.
Напомним, началом Сталинградской битвы историки считают 17 июля 1942 года, а капитулировали окруженные немецкие войска 3 февраля 1943 года.
Сейчас Буинское отделение путевой части Казанского отделения Горьковской железной дороги - это 12 железнодорожных станций, расположенных в Зеленодольском, Кайбицком, Апастовском, Буинском, Дрожжановском районах Республики Татарстан и Цильнинском районе Ульяновской области. А путейцы наших дней, многие из которых продолжают семейные традиции родителей, обслуживают 157-километровый участок между станциями Свияжск и Цильна ставшей легендарной рокадной линии Свияжск - Ульяновск - Волгоград.
В публикации использованы отрывки из книг «Рельсы ведут в Буинск», составитель Н.В.Морохин, г. Саров, 2003 г.; «Путь к перелому», И.Ф.Нигматуллин, г. Казань, 2011 г.
О том, как Казанская железная дорога стала «запасной Волгой» страны и помогла выстоять осажденному городу, нашему корреспонденту рассказал историк стальных магистралей Татарстана Ильгиз Нигматуллин.
...Поезд за станцией Свияжск чуть снижает скорость. Еще полчаса назад он мчался по магистральному Южному ходу Горьковской железной дороги. А тут в сторону Ульяновска одна колея, разъезды, на которых приходится иной раз дожидаться появления встречного состава, чтобы разъехаться, да неторопливо мерно рокочущие тепловозы. Такие участки называют рокадами. На карте их рисуют потоньше, чем главные магистрали.
Но случается такое: именно рокады могут сыграть чуть ли не решающую роль в истории целой страны. Такое выпало однажды на долю железнодорожной линии Свияжск - Саратов - Волгоград, или, как ее еще называют, «запасной Волги».
Линию Свияжск - Волгоград в пределах Горьковской железной дороги, то есть до станции Цильна, где граничит она с Куйбышевской магистралью, обслуживает дистанция пути, которая базируется в небольшом городке Буинске, что на юго-западе Татарстана.
Два с половиной часа пути от Свияжска по приволжским степям - и поезд сбавляет свой ход перед крупной станцией. За окнами - единственный в этом краю город: ухоженные улицы, одноэтажные дома с палисадниками. Звеня, проплывет снаружи вагона переезд с вереницей машин. И вот уже слева солидное выполненное фигурной кладкой из красного кирпича здание дистанции пути, чуть дальше в таком же стиле новый вокзал. Буинск - опорная станция на всем участке железнодорожной линии от Свияжска до Цильны.
Сам город Буинск невелик - это 20,3 тысячи жителей. Он на самом краю Татарстана - там, где республика граничит с Чувашией и Ульяновской областью. Здесь с давних пор соседствуют, мирно трудятся и вместе гуляют на праздниках татары, русские и чуваши. А история Буинска уходит в далекую глубину веков. Еще во времена Ивана Грозного, в 1555 - 1556 гг., в этих местах строилась Карлинская укрепленная линия: новые юго-восточные границы нуждались в защите от набегов степных кочевников. Тогда на месте современного Буинска и появилась крепость, как и нынешняя железнодорожная станция, - опорная для десятков верст линии обороны. Городом селение стало официально лишь в 1780 году при правлении императрицы Екатерины II. С 1930 года Буинск - центр района.
Всколыхнула жизнь провинциального города и еще десятков поселений на юге Татарстана грянувшая в 1941 году война. Больше 10 тысяч буинцев ушли на фронт, свыше 7 тысячам из них не суждено было вернуться домой. Героически, без выходных и отпусков, трудились буинцы в тылу, прежде всего на колхозных полях. В семи детских домах, в тысячах семей буинцев растили осиротевших детей, эвакуированных из Ленинграда, Подмосковья, Белоруссии, Прибалтики.
Настоящим народным подвигом стало на юге Татарстана строительство железной дороги. Началось оно осенью страшного 1941 года, когда враг рвался к югу страны, к Сталинграду. Более чем за год до начала Сталинградского сражения было решено подтягивать транспортные коммуникации, по которым с востока и севера к городу можно было перебрасывать войска, технику, топливо. Железнодорожная сеть возле этого города до войны была развита слабо. С запада, с правого берега Волги, к нему подходили всего три однопутные линии с низкой пропускной способностью. Их неизбежно, по расчетам Ставки, должен был перерезать наступающий враг. Так и случилось летом 1942 года. Но транспортная связь со Сталинградом не прервалась! Новые линии уже были построены.
Скорость их прокладки стала беспримерной. В сентябре 1941 года по молниеносно подготовленному проекту тысячекилометровой линии Свияжск - Сталинград только началась отсыпка полотна. А уже 27 сентября 1942 года по новой железной дороге прошел первый пробный грузовой поезд, и в декабре началось пассажирское движение.
В годы Великой Отечественной войны Буинск, пришедший на помощь Сталинграду, представлял собой небольшой город с населением 5902 человека. Из Буинского района на защиту Родины от немецко-фашистских захватчиков ушло более 10 тысяч жителей. 3089 буинцев за мужество награждены орденами и медалями. Трое из них удостоены звания Героя Советского Союза: уроженец с. Большое Фролово П.Г.Шафранов, буинец А.В.Самочкин, житель с. Шигали М.Т.Гарнизов. Полным кавалером ордена Славы стал З.М.Арусланов. А.М.Карташов из с. Альшеево в октябре 1943 года закрыл грудью амбразуру вражеского дзота.
Тяжелые испытания выпали на долю оставшихся в тылу. Полуголодным женщинам, старикам и подросткам нужно было помогать фронту, работая от зари до зари, делить кров и скромное пропитание с эвакуированными.
Уже 14 июля 1941 года в город начали прибывать первые эвакуированные. Для них подготовили помещения Буинского дошкольного педучилища, все его общежития передали под детские дома.
Буинский район принимал жителей из Москвы и Московской области, Ленинграда и Ленинградской области, Мурманска. Эвакуированные в эшелонах прибывали в Самару, затем на паромах до Тетюш и только после долгой мучительной дороги на гужевых повозках, а чаще всего пешком, - в Буинск.
Особая страница истории города периода Великой Отечественной войны - строительство железной дороги Свияжск - Буинск.
В январе 1942 года председатель ГКО Иосиф Сталин подписал постановление о строительстве Волжской рокады - железной дороги Сызрань - Саратов - Сталинград. Ведение работ поручили Главному управлению лагерей строительства железных дорог, а на участке Саратов - Вольск - Народному комиссариату путей сообщения.
Буинскую дистанцию пути создали 17 ноября 1942 года. Железнодорожная магистраль строилась в кратчайшие сроки, что потребовало неимоверных человеческих сил. Вот как рассказывает о тех днях бывший бригадир путейцев А.К.Петров: «Работали на возведении пути на нашем участке возле города Буинска в основном репрессированные поволжские немцы. А также мобилизованные по трудовой повинности местные жители: крестьяне, жившие за 30 - 35 км от места прокладки дороги, демобилизованные по ранению фронтовики, подростки, пенсионеры, женщины. Жили в палатках, землянках в чистом поле. Некоторые спали прямо у насыпей и мостов. Работали от темна до темна в любую погоду. А питались скудно, траву с водой варили на костре. Хлеб выдавали очень редко. Основная техника - кирка, лом, лопата, тачка. Руки да спины. Но люди выжимали из «техники» все возможное. Примитивной была и технология строительства. Балласт ровняли лопатами, трамбовали ногами. Рельсы и шпалы подвозили старогодние - снимали их с недостроенных участков тупиковых веток тогда еще Казанской дороги».
Построенная рокадная железная дорога на берегу Волги, начало которой было положено в Буинске, помогла доставить в район Сталинграда 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием и медикаментами. Военные железнодорожники обеспечили фронт всем необходимым и сделали все для победы наших войск над трехсоттысячной армией Паулюса, стоявшей у ворот города на Волге.
Напомним, началом Сталинградской битвы историки считают 17 июля 1942 года, а капитулировали окруженные немецкие войска 3 февраля 1943 года.
Сейчас Буинское отделение путевой части Казанского отделения Горьковской железной дороги - это 12 железнодорожных станций, расположенных в Зеленодольском, Кайбицком, Апастовском, Буинском, Дрожжановском районах Республики Татарстан и Цильнинском районе Ульяновской области. А путейцы наших дней, многие из которых продолжают семейные традиции родителей, обслуживают 157-километровый участок между станциями Свияжск и Цильна ставшей легендарной рокадной линии Свияжск - Ульяновск - Волгоград.
В публикации использованы отрывки из книг «Рельсы ведут в Буинск», составитель Н.В.Морохин, г. Саров, 2003 г.; «Путь к перелому», И.Ф.Нигматуллин, г. Казань, 2011 г.