Заповедник в кладбищенской тени

Шуршащая листва под ногами в темных аллеях, живая блатная музыка, льющаяся из динамиков кафе по вечерам, стелющийся над парком дым от шашлыка, качели тридцатилетней давности, ржавчина на совсем не модерновых горках и облезлые кирпичные стены, доставшиеся в наследство от военкомата Кизическому монастырю - все это сегодняшний парк ДК химиков. Историческая, особо охраняемая зона.

news_top_970_100

Каменная плита над могилой графа Толстого, появившаяся в парке ДК химиков пару лет назад, явилась предвестницей изменений в его судьбе. Часть территории парка стала подворьем Кизического монастыря, и она сейчас изрядно облагорожена. Проредили непроходимые заросли кустарников, установили урны, со стороны трассы отгородили парк ажурной решеткой. Заасфальтировали дорожки аллеи, выложили брусчаткой небольшую площадь, где установили памятник-крест - напоминание всем, что ходят они не по абы какой земле, а по некрополю, на котором похоронено свыше трех тысяч человек. За последние полвека на снесенном погосте построены и жилые дома, и бассейн - и эту новую историю не перелистнешь.

Оазис
в центре города

- Только бы не отгородил себе монастырь свою территорию полностью, - сокрушаются совершающие ежедневный променад по парку пенсионеры и молодые мамаши, - а то места для прогулок совсем не останется.

Их тревога понятна - в дворовых колодцах ни тебе чириканья птиц, романтически-сумрачных сосен и осин (традиционно кладбищенских деревьев).

Особенно почитаем среди местных жителей некий бугорок с сосновой посадкой. Считается он энергетически сильным, со своей особенной аурой - может быть, и есть в том доля правды: среди небольших сосен воздух маняще-свеж, как в корабельных лесах. Одно лишь огорчает: под вечер в тех же декорациях разыгрывается совсем другая пьеса и персонажи ее до урн около монастыря, видимо, дойти уже не в состоянии. И засунутые в расщелины пней бутылки, валяющиеся упаковки от чипсов, повисшие на ветвях презервативы - это свидетельство нашей «высокой» культуры.

Избушки
на шампурах

Да и откуда ей взяться, культуре? От парка с его расцветом тридцатилетней давности - любимого места детворы, осталась лишь одна достопримечательность: заборчики вокруг аттракционов. Те самые, которые окружали карусели, колесо обозрения. Оградки эти использовали хозяева сегодняшней достопримечательности парка - шашлычной. Милые избушки вводят в заблуждение новоприбывших на отдых, но злобный лай церберов, служащих за кости и объедки, заставляет ретироваться - нет, это не детский городок.

В первые годы в заведение еще пускали всех - там можно было посмотреть на надутых индюков, умилиться на кроликов - сейчас же вход в кафе стал платным, деткам остались лишь горки да качели. Все тех же незапамятных времен. Как сказали в Главном управлении архитектуры и градостроительства, на территории парка проектируется центр досуга для детей. К сожалению, пока он только на бумаге.

Что же делать нынешним казанцам - ностальгировать по ушедшему как по своей юности? Не замечать дикого соседства заповедных земель и увеселительного учреждения?

Сейчас парк - это лишь неосвоенные (с точки зрения цивилизованного отдыха) земли в центре района. Найдутся ли у них заботливые хозяева и как скоро? Остается надеяться только на это - ведь свято место пусто не бывает.

В рамку

За порядком и чистотой парка следят в администрации Московского района, предприятия района в качестве спонсорской помощи помогают в уходе за малыми формами - качелями, горками. Принадлежит территория парка теперь уже городу - именно городские власти решают, что запланировать в этой особо охраняемой зоне. Никаких тебе капитальных сооружений - только приемлемые для исторической зоны постройки. И для того, чтобы возвести их, необходимы публичные слушания, проводимые Министерством культуры и ГлавАПУ. Только с их разрешения возможны изменения на исторической ландшафтно-рекреационной зоне парка, бывшего некрополя Кизического монастыря.

 

Гульнур ХАФИЗОВ

news_right_column_240_400
news_bot_970_100