Гендерные установки и социальные стереотипы в современности — одна из важнейших проблем общества. Долгое время на проблемы секзизма со стороны мужчин не обращали внимание.
В обществе было принято мнение, что женщина хранит очаг, а мужчина приносит «добычу». С таким укладом в социуме гендерные установки и стереотипы глубоко въелись в жизнь женщин. Учебные заведения – одно из таких мест, где студентки могут столкнуться с нелестной оценкой их умственных способностей относительно мужских, смешков от преподавателей и указаний на «женскую логику».
Сталкиваются ли с этим студентки казанских вузов? Мешает ли это учебе и пытались ли они прекратить проявления сексзима со стороны преподавателей? За ответами на эти вопросы мы обратились к самим студентам.
«Вы деньги тратите на косметику, а надо на книги»
Для наглядности мы составили опросник, который отправили в беседы различных казанских вузов. И вот что нам ответили представительницы женского пола, которые получают в них образование.
Отметим, что курсы и специальности в ответах из каждом вузе скрыты по просьбе студенток.
Студентки ИМО КФУ на общий вопрос: «Сталкивались вы с сексизмом в своем вузе?», ответили в своем большинстве положительно. Исходя из ответов на опрос, получается, что 80% из опрошенных сталкивались с ним. При этом 60% девушек признались, что не обращают внимание на сексизм, а 20% девушек – что испытывают дискомфорт. Из всех опрошенных лишь 20% указывали на это своим преподавателям.
Также девушки считают, что в их учебных заведениях бывали случаи явных поблажек со стороны преподавателей, которые исходили из своих гендерных предпочтений. Так, 60% учащихся отметили, что такое происходило в их вузе, но все же 20% не наблюдали такой ситуации.
Одна из студенток КФУ поделилась ситуацией, в которой, по ее словам, преподаватели-мужчины, руководствуясь стереотипами, позволяли себе высказывания в сторону студенток.
«Было множество разных высказываний, а некоторые указывали, на что нам тратить свои деньги, говоря: «Вы деньги тратите на косметику, а надо на книги, дополнительное образование и т.д.», — рассказала девушка.
Другая студентка рассказала ситуацию с преподавателем по предмету «История Татарстана».
«Однажды на лекции у нас зашел разговор о равноправии. Наш «препод» возмутился тем, что за женщин в России всегда платит мужчина. На что мы его ответили, что у нас такой менталитет», — рассказала девушка.
Далее, по словам собеседницы, преподаватель начал рассказывать про свою жизнь в Европе: «По сравнению с европейскими женщинами, россиянки часто любят прибедняться», – вынес свое резюме в конце рассуждений преподаватель в аудитории.
«Женщины сначала говорят, а потом думают»
В КНИТУ же, судя по опроснику, с сексизмом сталкиваются более 66% девушек. Также учащиеся отметили, что преподаватели часто подшучивают над женщинами, это отметили более 66% опрошенных. При этом 50% студенток испытывают дискомфорт при проявлении сексизма, и только 16% девушек стараются не обращать на это внимание.
Вспомнили студентки и те фразы, которые олицетворяют типичного сексиста и с которыми студенткам КНИТУ приходится сталкиваться в стенах вуза.
Так, чаще всего преподаватели диктуют девушкам: «Главная цель женщины – родить ребенка», «Брак поднимает девушка по социальному лифту», а также «Женщины сначала говорят, а потом думают».
«Преподаватель как-то решил сделать комплимент и сказал в аудитории: «Я не знаю, зачем вам, таким красивым, «вышка» и работа, лучше жениха хорошего найдите». Сказано это было в шутливом тоне, но было не смешно», – поделилась одна из студенток с нашим изданием.
«Никто не выразил недовольства, всем нужен был зачет»
Как показала диаграмма опросника в КГЭУ — более 80% женщин сталкивались с сексизмом в стенах университета.
Одна из студенток по имени Алиса (имя изменено по желанию девушки) в опроснике поделилась историей, которая произошла с ней во время пересдачи на дополнительной сессии.
«Экзамен проходил в дистанционном формате и на пересдачу пришло примерно шесть человек. С нами сдавал лишь один парень. Многие путались при ответах, но не думаю, что это было связано именно с тем, что девушки что-то плохо понимали или подготовились. Когда же стал отвечать единственный парень, мне показалось, что ему давали много поблажек», — рассказала девушка.
По словам студентки, преподаватель начал шутить при очередном неправильном ответе парня и сказал быть осторожным, ведь его логика «приближается к женской». «Только женщины сначала говорят, а потом думают», — процитировали Алиса преподавателя в той ситуации.
«Все же он поставил ему зачет. Другим же девушкам он ставил зачет, отмечая, что «они красивые». Никто не выразил недовольства, так как всем нужно было сдать у этого препода», — заключила Алиса.
Мы также связались со студентками Казанским государственным архитектурно-строительным университетом, однако, многие из них проигнорировали опросник. Анкета набрала малое количества ответов, поэтому мы решили не учитывать их в своем материале.
«Современное общество по-прежнему пронизано неравноправием»
На вопрос, почему же в современном обществе до сих пор процветает сексизм, ответила соосновательница «Безынициативной группы «ФемКызлар» Дина Нурм.
«Современное общество по-прежнему пронизано неравноправием. Интересы мужчин по-прежнему важнее для общества, чем жизнь, здоровье, счастье и успехи женщин, это то, чем легко жертвуют, чтобы система неравенства работала и дальше», — отметила экспертка.
По словам феминистки, в вузах преподаватели, отпускающие сексистские высказывания, завышающие оценки студентам-мужчинам, домогающиеся студенток, сейчас чувствуют безнаказанность.
«Студентки не пойдут жаловаться, потому что боятся санкций со стороны вуза, а администрация будет защищать своих преподавателей и скорее пожертвует студентками, нежели накажет преподавателя», — уверена девушка.
Как отмечает наша собеседница, стереотипы о женских способностях — проблема скорее системная.
«Сейчас можно услышать, что мало было в истории великих женщин-ученых. При этом люди забывают, что женщинам до очень недавнего времени было отказано в образовании, в участии в политической жизни, а если женщины невероятными усилиями все же добивались успехов в какой-то профессии, их открытия и труды часто присваивали мужчины», — объяснила девушка.
Дина Нурм также отметила, что домашний труд и воспитание детей до сих пор почти полностью ложится на женщин. Это распределение труда позволяет мужчинам больше времени уделять профессиональному росту, а преподавателям в вузах — шутить, что женщины зря пришли на техническую специальность, ведь они все равно выйдут замуж, родят и бросят карьеру. Эта проблема гораздо глубже личных обид.
Куда обратиться, если сексизм в вузах нет сил терпеть
Однако студентки все же могут пойти юридическом путем, чтобы добиться равноправия и придать огласке случаи проявления сексизма.
«Если идти юридическим путем, то для начала можно пожаловаться завкафедрой, декану и ректору. Лучше, если это будет не одна студентка, а как можно больше. Обычно вузы встают на сторону своих преподавателей, но есть также министерство образования и прокуратура», — рассказала феминистка.
Также Дина Нурм поделилась, что юристка из «Безынициативной группы «ФемКызлар» уточняет, что в России есть статья «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая включает в себя «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично».
«Сексистские высказывания — это язык вражды, язык ненависти по отношению к женщинам. Можно подать обращение в прокуратуру по факту унижения чести и достоинства. Для этого нужно собрать доказательства (видео, аудио, скриншоты чатов с преподавателями) и отправить обращение в прокуратуру РТ», — рассказала девушка.
Или же можно придать огласки случаи сексизма со стороны преподавателей массово.
«Можно объединиться и рассказать о ситуации в соцсетях, анонимно или нет, сделать проект в соцсетях или в виде сайта с собранными доказательствами; обратиться в СМИ. Конечно, при любом выбранном пути стоит быть готовыми к тому, что вуз может оказывать давление, занижать оценки, грозить отчислением и другими санкциями», — заключила феминистка.