Сегодня - очередная, 133-я годовщина со дня рождения Владимира Ильича Ленина. И вот уже пятнадцать лет имя этого человека склоняется в прессе на все лады. После семидесяти лет возвеличивания кому-то, может быть, доставляло злорадное удовольствие втаптывать в грязь память о выдающемся историческом деятеле, которого до сих пор почитают в разных уголках мира.
Впрочем, поговорить хотелось не о политическом наследии вождя мирового пролетариата. Казань в судьбе Володи Ульянова сыграла определяющую роль. И если Питер всегда хвалился званием колыбели двух революций (достаточно сомнительной), то наш город по праву может гордиться тем, что Ленин учился в Казанском университете. Пусть недолго, всего три месяца "с копейками". Но младшему брату казненного цареубийцы пришлось сделать самый важный жизненный выбор, по какому пути идти - продолжать учиться, оставаясь благонамеренным студентом, или выступить вместе с теми, кто знал его брата Александра. Участие в студенческой сходке перечеркнуло ученую карьеру, арест и последующая ссылка в родовое имение Кокушкино, под полицейским надзором, поставили его в ряды революционеров. Хотел он этого или был вынужден пойти таким путем, в любом случае обратной дороги для него уже не существовало...
Но об этом тоже вряд ли теперь можно спорить. Однако в Казани существует Дом-музей В.И.Ленина, куда раньше, на улицу Ульяновых, каждую весну стекались тысячи казанских школьников - проводили там свои пионерские сборы. Теперь возникает ощущение, что горожане о музее позабыли. А зря...
Летом, когда по Волге вверх и вниз снуют туристические теплоходы, делая остановку в Казани, экскурсоводы везут их в кремль, показывают город. Однако к дому-музею теперь не сворачивают. При смене политического курса в стране, на волне перестройки, возможно, это действительно было оправдано.
Однако демократический пыл, мне кажется, в головах и сердцах сограждан поостыл. И теперь можно трезво взглянуть на роль и место Ленина в истории нашего города. Ведь все эти годы интерес к его личности, судя по отзывам в книге посещений, не ослабевал. Иностранные туристы из Европы, Индии и даже Латинской Америки, узнав, что в Казани сохранился дом, где жил в юношеские годы Ленин, нередко просят показать им музей. И приходят в восторг от увиденного.
В отличие от бывшей помпезной экспозиции Ленинского мемориала, ставшего теперь Национальным культурным центром "Казань", дом-музей смотрится уютным уголком мещанско-дворянского быта второй половины XIX века. Силами немногочисленных сотрудников, кстати, в каждый субботник устраивающих стирку занавесок и мебельных чехлов, порядок в доме поддерживается такой, что кажется - здесь до сих пор живут члены семьи Ульяновых! Эффект присутствия подкрепляют реальные предметы тех лет, действующий рояль.
Разумеется, музейные работники жалуются на отсутствие средств, низкую зарплату. Увы, это так. Но невольно напрашивается мысль: неужели на таком музее ничего нельзя заработать? Ведь в свете приближающегося 1000-летия Казани эта страница нашей истории могла занять более достойное место на туристической карте города, в тысячелетней мозаике засветиться новыми яркими красками.
Возможно, для этого потребуется обновить рекламные буклеты, продумать подачу исторического материала, чтобы идеология и политика не заслоняли реальной картины. Ведь чтят же во Франции память Наполеона, хотя сами же его когда-то считали завоевателем. И даже память о короле-солнце Луи XIV хранят, хотя тот был тираном. В истории не может быть белых пятен и темных сторон.
Александр ВОРОНИН.