ПОДКИНУЛ СТАЛИНА ДО ФРОНТА

В конце войны в нашем городе жил и работал военный летчик, которому довелось в 1943 году возить на фронт самого Иосифа Сталина.

news_top_970_100

День Победы 9 мая 1945 года мне посчастливилось праздновать в доме начальника Казанского военного аэродрома дважды Героя Советского Союза полковника Василия Косенко.

Кто-то попросил Василия Васильевича показать медаль, врученную ему Рузвельтом на Ялтинской конференции. Помню, эта награда была крупнее обычных и без крепления. Затем гости стали выспрашивать его, за что он получил две Звезды Героя. Первую Косенко заработал в кровопролитных боях, где он, летчик-истребитель, сбил немало фашистских самолетов, был сам сбит, выбрасывался на парашюте, едва не погиб. А вот вторую Золотую Звезду Косенко получил, по его словам, можно сказать, ни за что - просто свозил «хозяина» в Сталинград перед началом нашего наступления.

- Какого «хозяина»? - удивились собравшиеся.

- Да Сталина, Иосифа Виссарионовича, - ответил Василий Васильевич. Перед самой битвой за Сталинград его вызвал командир: «Повезешь в Сталинград очень важную персону. Вернешься или со щитом, или на щите!»

- Я терялся в догадках, кто бы это мог быть, - вспоминал Косенко. - На другой день поступил приказ моей эскадрилье: подняться с Тушинского аэродрома, где мы тогда базировались, и приземлиться на... Можайское шоссе. Когда оказались на месте, из леса вынырнули бензозаправщики, залили наши баки и быстро исчезли. И тут же появился правительственный кортеж из нескольких легковушек, одна из них подкатила к моему самолету, и из нее вышел Верховный главнокомандующий. Я стоял ни жив ни мертв. Но Сталин очень приветливо поздоровался и поднялся на борт. Я сел за штурвал, запустил мотор и забыл о волнении.

Полет прошел спокойно. Когда приземлились за линией фронта, поступила команда не выключать моторы. Сталина встретил генерал Октябрьский, с которым они поговорили минут пятнадцать, после чего Иосиф Виссарионович вернулся в самолет. На обратном пути наша группа самолетов несколько раз пролетела над немецкой линией обороны. Но зенитки молчали: знали бы фрицы, кто пролетал тогда над ними!

Это заслуга нашей разведки и наземных служб, которые точно изучили «расписание» артобстрелов противника, рассчитывая на его пунктуальность: немцы стреляли через каждые 15 минут. Вот в этих «коридорах» мы со Сталиным и успели проскочить.

Приземлились на том же участке Можайского шоссе. Из леса показались правительственные машины и, забрав Сталина, уехали. Затем подъехали те же бензозаправщики. Сделав запас горючего, эскадрилья поднялась в воздух и вернулась на свой аэродром.

Адель СТЕПАНЕНКО.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100