В этом году стукнуло 90 лет железнодорожному мосту через Волгу у Свияжска.

Интересна предыстория его создания. Оказывается, постройки этого моста власти Казанской губернии добивались много лет, начиная с 1894 года, когда открылось движение на участке Казань - Зеленый Дол. С его вводом город был соединен железнодорожным сообщением с Москвой. Но из-за отсутствия моста через Волгу пассажиры испытывали массу неудобств: зимой перекатка вагонов производилась конной тягой по рельсам, уложенным на лед, а летом - на пароме.

Невероятно, но Акционерному обществу Московско-Казанской железной дороги такое положение дел было выгодно: ведь за транспортировку вагонов (особенно грузовых) через реку оно получало дополнительные барыши. Именно поэтому АО МКЖД много лет оттягивало сооружение моста. Между тем его отсутствие снижало стратегическое значение дороги, вызывало удорожание доставки грузов, войск и военного снаряжения. Учитывая международную обстановку, в дело вмешались правительство и Государственная Дума царской России, и лишь после этого 13 февраля 1911 года Акционерное общество Московско-Казанской железной дороги было вынуждено приступить к строительству моста. Но сначала был проведен конкурс на лучший его проект, в котором победил талантливейший инженер-мостовик того времени, российский профессор Николай Белелюбский. Кстати, к тому времени мосты, построенные по его проектам, действовали на таких крупных реках, как Днепр и Обь.

Строительство моста оценили в 9 миллионов рублей. Но дела шли трудно, было несколько крупных и мелкий аварий, причем с человеческими жертвами. Например, в 1912 году обрушилась одна из ферм моста, погребя под собой несколько рабочих. Все это затягивало строительство, которое в общей сложности продолжалось два года три месяца. И только 24 мая 1913 года провели первое испытание моста на полную нагрузку. Для этого на него завели сперва пять паровозов, а затем два из них протянули на другой берег состав из 32 вагонов со скоростью 20 верст в час. Все конструкции моста блестяще выдержали испытания, и мост начал работать.

Торжественное освящение моста, которому было присвоено имя Романовский в ознаменование 300-летия царствующей династии, было назначено на 11 июля 1913 года. На правом высоком берегу Волги перед мостом поставили часовенку, которая стоит там и сегодня - полуразвалившаяся, с коллонками из красного кирпича. Интересно, что к торжественному открытию моста ожидали царскую семью. Однако в дело вмешалось охранное отделение, которому стало известно, что на Николая Второго готовится покушение, и приезд отменили.

Свой первоначальный вид шедевр Белелюбского, как его и поныне называют в учебниках по мостостроению, сохранял недолго: во время гражданской войны каменные арки береговых пролетов были взорваны, позднее их заменили металлическими фермами. А в 1957 году у старинного моста появился «собрат», занявший место по четному направлению движения. Новый мост построен по совершенно иной технологии - его конструкции соединяются на сварке, тогда как Романовский не имеет ни одного сварного шва.

- Все его многочисленные фермы были склепаны, - рассказывает бывший главный инженер Казанского отделения Горьковской железной дороги Владимир Свинолобов. - Это была исключительно сложная и многотрудная работа. Тогда на стройке работали несколько бригад котельщиков, называемых в народе глухарями - из-за пониженного слуха. Каждая заклепка, раскаленная докрасна в переносных горнах, вставлялась в отверстие, а затем молотобойцы били по ней огромными кувалдами до тех пор, пока она не сцепит намертво конструкцию. Зато и качество было отменное...

Специалисты-мостовики всей России и сегодня восхищаются надежностью и долговечностью Романовского моста. Новый этим похвастать не может: на протяжении 46 лет своего существования он уже несколько раз вставал на профилактику, а детище Белелюбского - ни разу!

Владимир МУЗЫЧЕНКО.