- Коррупции в последнее время дается многообразное толкование. Согласно международным правовым документам, коррупция - злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях. Это явление присуще как развитым, так и развивающимся странам. Но в зависимости от мер противодействия коррупции уровень ее различен. Можно обозначить два вида коррупции: бытовая и деловая (охватывает чиновничий аппарат). Так вот, по уровню бытовой коррупции Россия, к сожалению, в числе лидеров среди других государств. Опасно это тем, что сегодня формируется общественное восприятие коррупции как явления самого обычного, обыденного и на этом фоне формируется деловая коррупция.

- Одна из главных проблем - коррупция в сфере образования. Как быть с этой бедой?

- Наибольшее количество коррупционных проявлений, выявляемых правоохранительными органами, в системе высшего образования. Это представляет особую опасность для нашего будущего. Что нас ждет, если готовится будущая смена, которая за взятки поступает и за взятки же учится? Это поколение сформирует отношение к этому явлению как естественному. ЕГЭ - один из инструментов к ограничению коррупции. Но практика показывает, что и это не панацея. Объединив усилия, необходимо формировать отрицательное отношение к коррупции и со стороны преподавателей, и со стороны студентов. Один из инструментов - создание студенческих постов и так называемых телефонов доверия, куда бы каждый студент мог анонимно сообщить о вымогательстве. Есть и другая сторона: некоторые студенты, не желая учиться и самостоятельно сдавать экзамены, предлагают взятки сами. То есть это очень сложный вопрос, и решаться он должен системно. Многое зависит и от руководства учебного заведения. Должно быть сформировано резко негативное отношение к данному явлению в самом вузе. Ведь известны случаи, когда преподаватели-взяточники, ожидая приговора суда, продолжают преподавать в том же вузе. Это не нормально. Имена их надо предавать огласке, таких людей отстранять от преподавательской работы. И это наиболее эффективный способ борьбы. Позиция ректора должна быть в этом отношении принципиальной. Без системного противодействия коррупции в каждом вузе борьба со взятками будет неэффективна.

Понятно, что коррупцию не искоренить за один год, это длительный процесс. Процесс выживания в перестроечные годы породил моральную деформацию общества. Вуз живет по принципу супермаркета: существуют расценки за экзамены, за поступление на те или иные специальности. Это какая же управленческая элита придет в будущем к власти? В сознании должно укорениться, что востребован будет человек с фундаментальными знаниями. Купленный диплом и оценки ничего не дадут.

- Можно ли победить коррупцию?

- Как любая болезнь общества, полностью коррупция неизлечима. Но задача государства в том, чтобы коррупция не создавала угрозу национальной безопасности. На сегодняшний день такая угроза есть. Коррупция влияет и на инвестиционный климат в стране, и на авторитет государственной власти. На сегодняшний день вопрос борьбы с коррупцией один из главных. На федеральном уровне он обозначен. В Татарстане с 2005 года принята стратегия борьбы с коррупцией. Тема предупреждения коррупции в сфере образования была предметом рассмотрения на заседании Республиканского совета по реализации антикоррупционной политики в июне этого года. Были приняты рекомендации в адрес Совета ректоров, Министерства образования и науки РТ о формировании системы антикоррупционного воспитания и образования, о разработке специальных проектов по противодействию коррупции. Только объединив усилия государственных органов и общества, можно эффективно бороться с этим сложным явлением. Мы пытаемся сформировать систему, которая должна противодействовать росту уровня коррупции и снижению ее до безопасного уровня, не создающего угрозы национальной безопасности и не препятствующеГО экономическому развитию общества.