Какие изменения в сфере ЖКХ ждут нас в будущем, мы попросили рассказать ведущего специалиста МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Льва Израилевича Савулькина, прибывшего в Казань в команде других специалистов из Санкт-Петербурга по приглашению нашей администрации специально для работы над Стратегией социально-экономического и пространственного развития Казани до 2015 г.

- Лев Израилевич, как вы оцениваете состояние жилищно-коммунальной сферы в нашем городе?

- Несмотря на то что состояние жилищно-коммунальной сферы в Казани можно назвать относительно благоприятным по сравнению с другими городами России и Поволжья, сложившаяся ситуация вряд ли может кого-то устроить. Если обратиться к сухим цифрам, то мы увидим, что жилищный фонд Казани на сегодняшний день составляет более 20 млн. м2, или 46,7 тыс. жилых домов. В течение последних 5 лет за счет строительства нового жилья жилищный фонд ежегодно увеличивался более чем на 500 тыс. м2, т.е. прирост в расчете на одного человека - 2,5 м2 жилой площади в год. Стоит обратить внимание читателей на то, что даже в Москве этот показатель равен 2,1 м2, Уфе - 1,33 м2, Санкт-Петербурге - 1,2 м2, Самаре и Челябинске - 1,12 м2. Таким образом, на сегодняшний день Казань занимает одно из первых мест в России по вводу жилых площадей в расчете на душу населения. Из года в год неуклонно растет доля частного жилищного фонда, сегодня он составляет около 60% от общего жилищного фонда. Согласно статистике, жилищный фонд города характеризуется высоким уровнем благоустройства: около 98% муниципальных жилых помещений оборудовано водопроводом и канализацией, 96% - центральным отоплением, 95% - газом, 90% - горячим водоснабжением и т. д.

Если говорить о состоянии жилищного фонда, стоит отметить, что доля ветхого жилого фонда в Казани достаточно велика. Наибольшее количество ветхого жилья сосредоточено в центре города. Так, в Вахитовском и Кировском районах ветхий фонд составляет около 7%. Доля изношенных инженерных сетей в городе составляет по водопроводу и канализации - 65%, износ тепловых сетей и котельных - 60%. Из 273 территориальных подстанций, обеспечивающих город электроэнергией, 40 нуждаются в реконструкции, остальные вообще подлежат сносу, так как износ по ним около 80%. Вот такая статистика...

- Да, цифры не очень утешительные, но мы уже не первый год слышим от нашей администрации, что жилищно-коммунальная сфера находится под пристальным вниманием властей. Где же положительные изменения?

- Здесь вы не совсем правы. Дело в том, что объективно с началом рыночных преобразований в стране в условиях резкого роста цен на большинство товаров и услуг и соответствующего резкого падения реальных доходов населения ЖКХ стало выступать в роли "социального амортизатора". На начальном этапе экономических реформ в России размеры платежей за жилищно-коммунальные услуги формально оставались неизменными, а реально резко сократились. Во многом время для быстрых изменений в этой сфере было упущено. Проблемы ЖКХ сейчас так же остро стоят по всей России, и многие из них должны решаться не на уровне отдельных городов, а требуют изменений на общероссийском уровне.

Если говорить о деятельности городских властей в Казани, то я бы, наоборот, отметил большой объем проводимой местной администрацией работы, связанной именно с нормализацией функционирования жилищной сферы. Посмотрите, в Казани произошло разделение функций заказчика и подрядчика в обслуживании жилищного фонда; по данным на этот год, около 40% жилищного фонда обслуживается частными предприятиями, получившими право на выполнение работ по обслуживанию жилищного фонда на условиях конкурсов. В городе избираются старшие по дому и старшие по подъезду, в штат жилищно-коммунальных участков введены должности управляющих домами.

Одним из основных направлений реформирования ЖКХ является предоставление населению права оценки качества услуг. Благодаря службе 063, которая функционирует в Казани с 2001 г., выполнение каждой заявки граждан находится под контролем. Все жалобы фиксируются, в результате чего определяются самые проблемные адреса, по которым поступает наибольшее количество жалоб, и нерадивые руководители, не реагирующие на обращения граждан.

В городе приняты и реализуются ряд программ, направленных на строительство новых инженерных сетей, улучшение качества питьевой воды, оснащение муниципального жилищного фонда приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов, которые предусматривают реальное сокращение объема энергопотребления.

Именно в результате этих шагов на сегодняшний день в Казани наблюдается самый низкий уровень стоимости ЖКУ в расчете на одного человека среди приволжских городов. Если житель Казани платит за услуги ЖКХ 114 руб. в месяц, то в Самаре - 134 руб., а в Ижевске - 254 руб.

- То есть вы как эксперт в вопросах реформирования ЖКХ положительно оцениваете деятельность городских властей?

- Да, безусловно. Но не стоит забывать, что реформирование ЖКХ - очень тонкий вопрос. Ведь проблемы жилищно-коммунальной сферы затрагивают интересы как населения, так и бизнеса, и бюджетного сектора экономики.

- Как рядовой житель Казани могу подтвердить, что мне бы хотелось конкретных положительных изменений: чистоты на лестничной клетке и во дворе, горящей перед подъездом лампочки, но при этом чтобы плата за жилищно-коммунальные услуги оставалась разумной.

- Население заинтересовано в получении качественных жилищных и коммунальных услуг при разумной плате за эти услуги. Кроме того, в интересах малоимущих слоев населения реформирование ЖКХ должно осуществляться при обеспечении социальных гарантий гражданам, организации эффективной системы адресной социальной защиты социально незащищенных групп населения.

Но и городские власти ждут изменений в жилищно-коммунальной сфере. Думаю, что ни для кого из казанцев не секрет, что расходы ЖКХ являются непомерной нагрузкой для городского бюджета. Затраты бюджета Казани на погашение убытков предприятий ЖКХ и финансирование капитального ремонта год от года растут. На сегодняшний день бюджетные учреждения совершенно не заинтересованы в экономии энергоресурсов, что также становится ощутимым обременением для городского бюджета. Поэтому, с точки зрения администрации, цель реформирования отрасли заключается в уменьшении расходов городского бюджета на финансирование ЖКХ. В случае высвобождения эти средства могут быть направлены на поддержку малоимущих семей, на решение других городских проблем.

Крупный и мелкий бизнес тоже готов отстаивать свои интересы. Успешное развитие бизнеса, как крупного, так и мелкого, напрямую зависит от состояния дел в жилищно-коммунальной сфере. Начиная собственное дело, человек кровно заинтересован в том, чтобы тарифы на электроэнергию и другие услуги были предсказуемы, а не менялись по несколько раз в год, чтобы развитие производства не сдерживали изношенные инженерные сети и отсутствие необходимых мощностей и т.д. Наконец, сама отрасль ЖКХ могла бы быть привлекательной сферой для деятельности частных предприятий, а развитие конкуренции в этой сфере позволило бы снизить стоимость и повысить качество жилищно-коммунальных услуг. Однако при существующей схеме финансирования предприятия ЖКХ как правило остаются убыточными.

Реформа ЖКХ затрагивает интересы всех жителей города, это сложный процесс, требующий грамотного подхода со стороны инициаторов Стратегии.

- Хотелось бы услышать, в каком направлении будут осуществляться преобразования в жилищно-коммунальной сфере, что предлагает казанцам разрабатываемая Стратегия развития города?

- В начале работы над Стратегией развития Казани мы провели анализ текущей ситуации в городе, много беседовали с представителями городской администрации, специалистами, проводили социологические опросы населения. И руководство города, и рядовые казанцы к числу первоочередных городских проблем единодушно отнесли проблемы, накопившиеся в жилищно-коммунальном хозяйстве. Поэтому, определяя основные направления развития города на ближайшее время, наряду с мерами по социальной политике и обеспечению устойчивого экономического роста было принято решение особо пристальное внимание уделить мерам по реформированию и развитию жилищной сферы. В противном случае в ближайшие годы проблемы, накопившиеся в ЖКХ, станут тормозом для развития производственного, научного и культурного потенциала Казани.

Если попытаться кратко охарактеризовать те направления, по которым в ближайшие годы в Казани будет осуществляться реформа ЖКХ, то все предлагаемые меры объединены в три направления: экономические, социальные и градостроительные аспекты реформирования жилищной сферы.

В первую группу вошли меры, связанные с повышением эффективности работы предприятий ЖКХ, привлечением частного капитала в сферу обслуживания жилищного фонда, обеспечением участия граждан в управлении жилищной сферой, экономии бюджетных расходов и обеспечением 100-процентной собираемости коммунальных платежей, созданием экономических стимулов к экономии ресурсов для населения и бюджетных учреждений.

В группе "Социальные аспекты" будущей реформы особое место предлагается уделять адресной защите малоимущих слоев населения, так как именно их в первую очередь затронут последствия рыночных преобразований в отрасли. Речь идет об адресных субсидиях, обеспечении контроля целевого использования адресных субсидий, создании программы предоставления социального жилья, подготовке к внедрению единого пособия по нуждаемости.

В градостроительной сфере на первый план выходят работы по модернизации инженерной инфраструктуры и жилищного фонда. Необходимо создать все условия для привлечения частного капитала в обновление инженерной инфраструктуры, поиск новых источников финансирования для реконструкции центра города, нового строительства.

Вот в очень кратком виде те направления, которые предлагаются в Стратегии развития Казани и объединены в раздел под условным названием "Надежный дом, удобный район". По намеченному плану и пойдут преобразования в жилищной сфере города в ближайшее время.

Беседовала Вероника ШАРОВА.