Несколько месяцев назад в крупном областном городе местный журналист, большой эстет, брал у меня интервью для газеты. И вот он спрашивает, какой фильм я считаю сейчас самым важным для России. А я отвечаю - "Рембо".

Потрясенный коллега даже заикаться стал. Как? Это же коммерческое кино, боевик для плебса, культ насилия! А я ему: брось, приятель, эти штампы. "Рембо" - просто сказка, фильм-притча. В фольгу жестокой романтики в нем умело упакована очень даже чудесная мораль.

У собеседника аж глаза на лоб:

- Какая же в нем мораль?

- Мораль в нем очень высокая, - отвечаю. - Фильм "Рембо" воспевает не насилие, а права человека. Демобилизованный солдат Рембо приезжает к другу в маленький городок. Узнает, что его друг умер, уходит из городка, а по пути заходит в кафе, чтобы поесть, - и сталкивается с шерифом. А шерифу лицо Рембо не нравится. Он увозит парня на окраину, высаживает и объясняет: иди жрать в другой город, потому что ты мне не нравишься. И уезжает. И вот Рембо стоит, думает - и поворачивает обратно в этот самый городок. И снова шериф его замечает, и снова отвозит за город, и снова увещевает - не шали, здесь я хозяин. А Рембо, подумав, снова идет в городок. И вот тогда его хватают, везут в ихнюю ментовку и начинают мутузить по полной. Рембо все терпит. Но полицейские хотят на него надеть наручники - и вот тут-то Рембо возмущается... Никому жалоб не пишет, а просто мочит полицейских по-путински - в сортире, потом мочит спецназ, а потом вообще взрывает и полицию, и весь городок этот поганый, и...

А дальше Рембо становится национальным героем, символом всей Америки! Потому что он не мстит за поруганную честь невесты или украденные деньги, а просто защищает свое достоинство, свои права человека и гражданина, и в частности право завтракать в собственной стране там, где ему хочется...

- Так что же, - напустился на меня коллега, - по-твоему, нужно разрешить всем обиженным дембелям милицию сжигать?

- Нет, - ответил я, - на крайностях не настаиваю. Я говорю: во-первых, нарушать конституционные права человека нехорошо и опасно. Во-вторых, напоминаю о законах искусства - они не вписываются в законы жизни прямо, а пересекают реальность косой чертой. В-третьих, спрашиваю: можешь ты себе представить, чтобы наш режиссер снял что-то подобное в России? Представь: дембелю Иванову начальник милиции города Тетюши приказал - выйди из города. А солдат Иванов вдруг обиделся, начал права качать, всю милицию замочил - и стал национальным героем России! Можешь такое представить?!

- Трезвым не могу! - оживился наконец мой коллега-эстет. - Режиссера наши менты тут же уроют, фильм на полку, никакая общественность не защитит. Но чего рыпаться? Когда-нибудь все само образуется. Для спокойной жизни главное - не отсвечивать. А права у нас есть, наши вечные права, еще Салтыков-Щедрин о них писал: "терпеть и годить". Только раньше мы горбатились на коммунистов, а теперь на олигархов. Ты опроси тысячу прохожих на улице - нужны им гражданские права? Им зарплата нужна чуть побольше да водка чуть подешевле.

- В том-то и дело, что у бесправных людей зарплата всегда маленькая, а водка дорогая. Гражданские права - основа осмысленной жизни человека и общества. И я считаю, что главное право человека есть право защищать свои права, причем любым путем! Как в американском Билле о правах: граждане США имеют право свергнуть неугодное им правительство, если оно их достало, и не отвечать за это в уголовном порядке. Гордые люди!

Мой собеседник усмехнулся:

- Подумаешь, у нас тоже есть гордость. Это ведь наш Сатин в пьесе "На дне" сказал: "Человек - это звучит гордо!"

И побежал расшифровывать интервью. А я принялся думать: прав мой собеседник или нет? И решил, что в главном, наверное, нет - ведь сумели в августе девяносто первого самые рядовые россияне скинуть обрыдлую диктатуру, которая семьдесят лет держала нас за горло! Сумели сделать Россию демократической! И все-таки...

И все-таки почему нынче в свободной стране, где мы сами выбираем власть, боимся маленького чиновника, участкового милиционера, даже управдома? Есть о чем подумать...

Олег ОСЕТИНСКИЙ.