Большинство казанских дворов давно превратились в круглосуточные... автостоянки. Число машин, стоящих во дворах, с каждым годом становится все больше и больше, порождая одну проблему за другой. Одна из них касается проезда специального транспорта. Водители большегрузных «КамАЗов» из городской спецавтобазы перед каждым рейсом на вывозку мусора молят Аллаха, чтобы сегодня они смогли проехать к каждому контейнеру. Об этом же мечтают и работники жилищно-коммунальных служб, почти ежедневно занятые на вывозке мусора.

Но вот наступает час назначенный, и снова повторяется одна и та же картина.

- Да какой же остолоп поставил тут эту «бешеную табуретку», эти «отходы Камского автозавода», - расшифровал название микролитражки водила мусоровоза, с трудом подавляя в себе знания «трехэтажного русского фольклора». - Я что, по воздуху к этому подъезду полечу?

Тяжело пыхтя, трое рабочих ЖЭУ волокут тяжеленные баки к его «КамАЗу».

- И вон те четыре контейнера тащите сюда! - командует водитель, опрокидывая очередной бак в огромное «брюхо» мусоровоза. - Разве не видите, и к ним я не подъеду!

У соседнего дома весь тротуар запружен машинами. Тут и легковушки, и «Газели», и даже... автобус. Поняв свою оплошность, рабочие и дворники пустились вприпрыжку за другими контейнерами. Поспешность их понятна: а ну как обидится «водила» да уедет, тогда неминуема взбучка от своего начальства.

- Ну сколько можно им говорить - не загораживайте машинами проезд! - сердится дворник. - Мы и объявления клеили, и так владельцев машин уговаривали...

- А откуда им знать, когда у вас вывозка? - резонно замечает вышедшая на шум пенсионерка. - У вас ведь нет четкого графика: когда бог положит, тогда и являетесь...

- Да при чем здесь график, - возражает другая женщина. - Вы посмотрите, во что эти автомобилисты дворы наши превратили: тут тебе и стоянка, и ремонтная мастерская. Залили весь асфальт маслом, мой внук вчера тут растянулся, в новом школьном костюме, между прочим...

Костюм, конечно, жалко. Водителей «Спецавтобазы» - тоже. Можно посочувствовать дворникам и рабочим ЖЭУ. Но и винить во всем автовладельцев тоже нельзя. Ведь не все имеют гаражи и места на стоянках.

Так что же получается, граждане, нам всех жалко, а проблема остается? Да, пока остается. Кстати, она родилась не сегодня и не вчера. Нынешняя беда с проездом во дворах, по мнению автора, была заложена еще в те времена, когда машины являлись не средством передвижения, как сейчас, а роскошью для немногих. Тогда и дворы наши проектировались отнюдь не для автостоянок, а исключительно для подъезда и отъезда машин. А в остальное время дня и ночи дворы должны были выполнять роль мест тихого отдыха горожан, площадок для занятий физкультурой и спортом, для детских игр, ну и конечно же для выгуливания собак и кошек.

Теперь иные времена. Дворовое жизненное пространство стремительно сокращается, меняется его социальное и функциональное значение.

Вывод из сказанного напрашивается один: градостроителям и архитекторам при разработке очередных проектов благоустройства столицы и застройки очередных кварталов наряду с множеством технических, экологических, санитарных и прочих нормативов следует учитывать и растущее не по дням, а по часам число машин в нашей столице. Сегодня нужно строить не только бензоколонки на каждом углу, но и современные автостоянки, которых катастрофически не хватает.

Ну а пока архитекторы думают, мы еще раз обращаемся к водителям с большой просьбой: пожалуйста, не загораживайте своими легковушками проезд спецавтотранспорта, аварийных и спасательных служб, машин скорой помощи. Помните, что от вашей культуры и ответственности зависят не только чистота наших дворов, но и чье-то здоровье, а то и сама жизнь. И по возможности старайтесь ставить свои машины подальше от жилых домов и дворов. Чтобы не загрязнять воздух, не будить по ночам жильцов, не пугать играющую детвору.

Город готовится к славному юбилею. Сделать его чище, красивей, благоустроенней - дело не только специальных служб, но и каждого из нас.

Владимир МУЗЫЧЕНКО.