За последние недели в редакцию "Ведомостей" поступило несколько писем и звонков от казанцев, буквально до слез обиженных хамским поведением водителей или кондукторов в общественном транспорте. Ветеран Великой Отечественной войны, жительница блокадного Ленинграда Ариадна Борисовна Болгарская рассказала в своем письме о том, как утром 9 мая, несмотря на ее ветеранское удостоверение, кондуктор чуть ли не кинулась в драку и попыталась выбросить ее сумку из салона. Ариадне Борисовне пришлось выйти из автобуса. Другой ветеран войны, который просил не указывать его имени, рассказал, что перед 9 мая его пригласили в школу выступить перед ребятами. Он ехал с правнуком на маршрутке в парадном костюме с орденами и медалями. И на него, седого человека, наорала молоденькая кондуктор, требуя удостоверение, а когда выяснилось, что он забыл его в кармане куртки, она стала высаживать его из автобуса, хотя он готов был заплатить 10 рублей за проезд. "Мне было очень стыдно перед правнуком..." - вздохнул человек, прошедший всю войну. Но беспредел бывает не только на коммерческих маршрутках. Часто водители автобусов, видя, что к остановке подходит пенсионер, прямо перед его носом демонстративно закрывают двери: ну зачем возить "бесплатного" пассажира?

Наверняка каждый из нас не раз был свидетелем подобных случаев. Что делать, если вы вдруг оказались в такой ситуации? Надеемся, советы юрисконсульта городского центра социального обслуживания населения Марины Бормотовой помогут и пассажирам, и водителям избежать никому не нужных неприятностей.

ЕСЛИ случился такой инцидент, то в первую очередь необходимо записать номер машины, имена, фамилии водителя и кондуктора, адрес и телефон предприятия, где они работают. Многие, попав в подобную ситуацию, теряются и от волнения забывают о самом главном - о свидетелях. Обязательно надо попросить свидетелей происшествия записать свои контактные телефоны, чтобы в случае необходимости они подтвердили, что на их глазах произошел данный инцидент.

ЕСЛИ конфликт негативно сказался на здоровье пассажира, то есть если после беседы "по душам" с водителем у человека случился сердечный приступ, нервный срыв, не говоря уже о том, если его ударили, нанесли физическую травму, необходимо сразу же обратиться в поликлинику или больницу, чтобы медики официально это подтвердили и выдали соответствующую справку.

ЕСЛИ инцидент произошел в маршрутке, то сначала можно обратиться с жалобой в Ассоциацию частных перевозчиков. Если же там никак не отреагируют на вашу жалобу, то тогда нужно обращаться с исковым заявлением в суд о возмещении материального и морального вреда (статья 150, глава 8 Гражданского кодекса). Юристы помогут вам четко и юридически грамотно сформулировать и обосновать свои претензии и требования.

ЕСЛИ водитель или кондуктор отказывают вам в законных льготах, то на них можно подать гражданский иск за непредоставление льгот, гарантированных российским законодательством. В этом случае наказанием может быть отстранение водителя от работы либо штраф, либо другие административные меры взыскания, определенные Гражданским кодексом. К тому же с виновных будет взыскан материальный и моральный ущерб, сумму которого определит суд. Если эти люди не в состоянии в полном объеме компенсировать причиненный ими ущерб, то по закону его обязан выплатить их работодатель.

ЕСЛИ водитель, кондуктор или контролер в ответ на предъявленное удостоверение, дающее право на льготный проезд, оскорбили или унизили вас в присутствии пассажиров, если пытались отобрать или отобрали удостоверение, силой вытолкнули из салона, то в этом случае на вашу защиту становится уже Уголовный кодекс. Такие действия рассматриваются как самоуправство и превышение полномочий и в зависимости от обстоятельств могут повлечь наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет. А применение физического насилия либо угроза его применения может закончиться для посягнувшего на вас пятью годами лишения свободы. Кроме того, виновный будет обязан возместить вам причиненный имущественный ущерб и компенсировать моральный вред.

Строгость наказания и размер ущерба будут зависеть от тяжести физических травм и моральных страданий, полученных пассажиром.

К счастью, правовое сознание наших людей растет. Сейчас все больше россиян начинают понимать, что они могут отстаивать свои права и защищать свое человеческое достоинство в суде. И водителям, которые привыкли хамить пассажирам, надо помнить, что однажды они могут нарваться не на безответную бабулю, а на юридически подкованного человека. И тут уж одними извинениями не отделаешься... В общем, граждане, если хотите застраховать себя от возможных неприятностей, будьте взаимно вежливы.

Ольга ИВАНЫЧЕВА.

P.S. Герой нашего первого сюжета Иван Борисович на следующий день после случивешегося позвонил в то самое автотранспортное предприятие. Там его выслушали и обещали принять меры. Прошло еще несколько дней. Мы сами позвонили в диспетчерскую. Нам сказали, что руководство не оставило этого дела без внимания - инцидент был обсужден на общем собрании трудового коллектива, и водитель, оскорбивший пассажира, понес административное наказание: его лишили премии.