Уважаемые участники конференции, дорогие гости!

Второй раз по инициативе и при содействии Исследовательского центра по истории, культуре и искусству ислама при Организации Исламская Конференция в Казани проводится научная конференция об особенностях исламской культуры в Волго-Уральском регионе. В этом большая заслуга генерального секретаря Организации Исламская Конференция господина Экмеледдина Ихсаноглу, которого мы рады приветствовать в новом качестве в нашей республике. Я также приветствую наших дорогих гостей: министра регионального развития Российской Федерации Владимира Анатольевича Яковлева, генерального директора Международного научного центра по истории, культуре и искусству ислама господина Халита Эрена, представителей МИДа РФ, ученых из Российской Федерации, Татарстана и зарубежных стран.

Татарстан и Россия имеют богатейшую историю исламских традиций. Как известно, ислам был принят в качестве государственной религии в Булгарах, недалеко от Казани, в мае 922 года. Но к тому времени он уже был доминирующей религией в Среднем Поволжье. А на Северном Кавказе ислам появился еще раньше вместе с походами арабов. Таким образом, ислам - органическая часть истории российской государственности, как и православие, которое в Киеве было принято в 988 году. При объяснении и изложении истории следует иметь в виду эти два цивилизационных истока, эти две базовые составляющие нашей страны: ислам и православие, внесшие свой весомый вклад в становление российской государственности.

В Средние века исламская цивилизация была непревзойденной. В то время Европа училась у мусульманских ученых и философов, а потому приобщение татар к этой цивилизации дало толчок быстрому развитию экономики, культуры, науки и образования. С тех пор Татарстан стал самым северным форпостом исламского мира.

Особенности ислама у татар определялись историческими обстоятельствами. Предки татар приняли ислам добровольно, что определило его мирный характер в последующие века. Существуют самые фантастические представления о татаро-монголах, их называют варварами, дикими кочевниками. Но вот что любопытно. В «Великой Ясе» (Кодексе законов) Чингисхана все религии признавались равными и религиозные учреждения освобождались от налогов. Не случайно именно на период Золотой Орды приходится расцвет православных монастырей. Религиозная терпимость, несмотря на сложную историю, во все века была неотъемлемым элементом татарской культуры.

Знаменательной страницей исламской цивилизации Волго-Уральского региона стало реформаторское движение, получившее название джадидизма. Двести лет назад в лице Курсави и Марджани возникла оригинальная богословская мысль, которая была продолжена блестящей плеядой в лице Зыя Камали, братьев Буби, Галимджана Баруди, Мусы Бигиева, Ризаэтдина Фахретдинова и других. Они были одновременно и просветителями, и издателями газет и журналов, и организаторами лучших медресе. Поражает размах религиозной печати и литературы, сеть передовых медресе, которые появились благодаря их усилиям. У них есть чему учиться нашим имамам. Нельзя не отметить и выдающийся вклад татарских бизнесменов, содержавших систему образования. Они добились того, что к началу ХХ века среди татар была практически поголовная грамотность. Это был поистине подвиг наших предпринимателей и организаторов системы образования.

Заслуга джадидизма заключается в том, что он во главу угла поставил знания, образование, науки, открытость к иным культурам, религиозную терпимость, раскрепостил женщин, дал молодежи не только мораль, но и передовые знания, которые сделали их конкурентоспособными. Не случайно вся передовая интеллигенция, писатели, известные политические деятели, лучшие предприниматели вышли из джадидских медресе. Российский исламский университет, а также медресе республики призваны продолжить эти замечательные традиции.

За века совместного проживания с православными мы накопили опыт не просто толерантности, терпимости, но и взаимопонимания и взаимоподдержки. Для нас это стало привычным, и мы порой не задумываемся над значением достигнутых в республике межконфессиональных отношений. На самом деле этот опыт достоин специального изучения. Здесь сказались традиции, заложенные джадидами, - мягкого, либерального, терпимого ислама. Но были и политические решения, которые строились и строятся на балансе интересов, взаимном согласии конфессий. Мы сумели сформировать общие ценности республики, исходя из интересов всего многонационального народа и отвергнув какие-либо крайности, будь то в виде национализма или шовинизма, фашизма или ваххабизма. Не случайно в Докладе комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса отмечается: «Особое впечатление произвело на меня посещение Татарстана. Власти этой республики приняли многочисленные законодательные акты в целях усиления права этнических групп, проживающих здесь, в том числе и в области языков». Это высокая оценка наших усилий в сфере взаимопонимания народов и конфессий.

Сегодня во всем мире озабочены напряженностью, возникшей в отношениях Запада и исламского мира. Нельзя допустить, чтобы возникла новая «Берлинская стена». Мы должны быть открыты друг к другу. Исламофобия никому не принесет дивиденды, она только усугубляет ситуацию. Терроризм не порождается исламом, а прикрывается им. К сожалению, пресса в последние годы стала отождествлять ислам и терроризм, ислам и радикализм. В прессе часто идет демонизация ислама. Этого нельзя допускать. Наш опыт показывает, что ислам не застывшая религия, ислам может находить ответы на вызовы времени, он в своей основе гибок и толерантен, хорошо воспринимает идеи демократии и либерализма. Изучая опыт ислама Волго-Уральского региона, можно найти ответы на многие сегодняшние вопросы. Этот опыт должен стать достоянием не только нашей общественности, но и всего исламского мира, а также западных стран. Тем более ряд положений джадидизма перекликаются с современной концепцией «евроислама».

Пользуясь присутствием на нашем научном форуме генерального секретаря Организации Исламская Конференция, я бы хотел выразить нашу искреннюю солидарность с обращением Президента Владимира Владимировича Путина о желании Российской Федерации участвовать в этой организации в качестве наблюдателя. Конечно, в России большинство составляют православные, тем не менее насчитывается около 20 млн. этнических мусульман. Исторически у Российской Федерации, а до этого у СССР были самые тесные деловые отношения с исламским миром, они и сегодня носят позитивный характер и являются значимым фактором в мировой политике. Учитывая все это, мне кажется, стоило бы ускорить этот процесс. А Татарстан, вместе с другими республиками, готов внести посильную лепту в сотрудничество с ОИК.

Уважаемые участники конференции!

Пророк Мухаммед сказал: «Кто научится сколько-нибудь наукам - с целью научить других, тому Бог даст спасение семидесяти святых».

Желаю успешно провести этот форум, желаю вам крепкого здоровья, мира и благополучия.