Итак, машину надо утеплить. Вариант с установкой предпускового подогревателя принципиально не рассматриваем ввиду его дороговизны. А вот помочь печке работать эффективнее можно. Во-первых, перекроем радиатор от набегающего потока морозного воздуха. Во-вторых, можно его вообще на зиму отключить - заглушить соответствующие патрубки. Еще радикальнее выглядит вариант с полным отключением большого круга системы охлаждения. Это совсем просто: заменяете термостат его имитатором, в котором клапан занимает положение, соответствующее малому кругу. Таким образом, чем интенсивнее будет циркулировать в системе тосол, тем быстрее прогреется мотор. И тем скорее можно будет включать печку. Но имейте в виду, зимой бывают оттепели, и дабы не перегреть мотор, придется следить за температурой охлаждающей жидкости так же тщательно, как летом.

Еще один резерв таится в особенностях сборки отечественных машин. По салону «Жигулей» гуляют сквозняки, если не ветры буйные. Стоит на пять минут выключить отопитель, как температура в салоне упадет градусов на пять-десять. Отсюда вывод: утепляйте салон. Прежде всего надо заменить уплотнители дверных проемов, если они имеют прикусы, надрывы и прочие повреждения. По возможности надо проложить дополнительные уплотнения. Весьма актуальными следует признать попытки утеплить пол салона. Но ни в коем случае не натуральными шерстяными тканями: подтаявший снег, попавший в салон, вызовет гниение ткани и жуткая вонь испортит вам настроение до конца зимы. Я, например, в прошлую зиму уложил на пол своей машины вырезанные по контуру куски паласа из синтетических материалов.

Кстати, о воде в салоне. Некоторые автомобильные издания рекомендуют для борьбы с ней укладывать под резиновые коврики решетки от кухонных раковин. По идее, воздушная прослойка между ковриками и полом должна способствовать скорейшему испарению воды. Возможно, в каких-то случаях этот прием эффективен. Особенно если решетки очень крупные. Мне такие почему-то не попадались. А вот подстилать старые газеты в качестве промокашек - очень помогает. Только придется менять их чуть ли не ежедневно. Но ради комфорта и сохранности кузова можно пойти на это. Вода ведь на пол салона попадет вместе с растворенной в ней солью...

А теперь о сюрпризах. Оттепели и заморозки чреваты соответственно замерзающими замками дверей, багажника и пробки бензобака, а также примерзающими к дискам и барабанам тормозными колодками. Поэтому замки должны регулярно шприцеваться специальной жидкостью (продается в киосках и на авторынках), в кармане вашем должна быть зажигалка для прогрева ключей, а оставлять машину на ручнике категорически не рекомендую. Лучше воткните первую или заднюю передачу. Держит не хуже.

Дядя ВАСЯ.