Для инспекторов ГИМС РТ и МЧС РТ сейчас самая горячая пора - они ежедневно совершают рейды в рамках месячника по безопасности на водных объектах и спасают рыбаков. Корреспондент «Казанских ведомостей» посмотрела, как это происходит. 

В пятницу на Волге татарстанские спасатели сняли с дрейфующей льдины двух рыбаков. Операция по вызволению длилась 4 часа, при этом использовались 2 катера на воздушной подушке, вертолет и иная необходимая техника. 

Главному инспектору РТ по маломерным судам Юрию Венедиктову, который рассказывал об этом происшествии, с трудом удается сдерживать эмоции. Видимо, накипело.

- Погодные условия в тот день были плохими - пурга, сильный ветер, который поднимал волну, торосы. Но этим двум горе-рыбакам почему-то надо было подойти к кромке льда, - говорит Юрий Владимирович. - Ну и случилось то, что должно было произойти. В этом месте Волга широкая, километров сорок будет с одного берега до другого. Ветер поднял мощную волну, льдина, на которой находились рыбаки, откололась и начала дрейфовать. Те не сразу заметили это, а когда увидели, то их уже порядочно отнесло в открытую воду.

Рыбаки, оценив свое плачевное состояние, тут же связались по телефону со службой 112. Инспекторы ГИМС РТ моментально выдвинулись к ним на помощь, но добирались долго.

- Катер на воздушной подушке не имеет сцепления со льдом, поэтому и скорость у него при таких условиях относительно небольшая, - объясняет главный инспектор ГИМС. - А при сильном встречном ветре имеет парусность, может даже опрокинуться от порывов. Добавьте к этому ледяные торосы, которые опасны для воздушной подушки катера. К слову, наш «Нептун-11», который уже подошел к месту происшествия, порвал свою подушку на торосе. Ребята всю ночь на леденящем ветру чинили ее, чтобы можно было вернуться на базу. Рыбаков вывезли на другом катере. 

Наш рейд пришелся на субботу. День выдался ясным, солнечным. Маршрут выбрали близкий - участок Волги у Адмиралтейской слободы. Здесь в районе улицы Брюсова у рыбаков есть излюбленные места. Вот к ним мы и отправились.

- Ледостав в этом году опаздывает, - говорит Юрий Владимирович. - Обычно он наступает уже 25 ноября. Сейчас лед на реках республики имеет неустойчивый характер. Он более-менее крепкий на мелких водоемах. А вот на таких мощных реках, как Волга, Кама, Меша и другие, лед непредсказуем. У берега он может быть толщиной даже 10 сантиметров, но стоит чуть углубиться, немудрено провалиться в воду. Для прочного льда необходима хотя бы неделя морозов под минус 15 градусов. 

Тем временем наше СВП (судно на воздушной подушке) готово к отправке. Вначале оно скользит по асфальтовому спуску, затем несколько десятков метров по льду, и вот мы уже на открытой воде. Капитан катера подтрунивает над журналистами: мол, плавать все умеют? Оказывается, в этих словах только доля шутки.

При рейдах и спасательных операциях на катерах с ВП к рыбакам нельзя подходить близко, слишком рискованно. Лед может треснуть или вообще отколоться. По словам Юрия Владимировича, спасатели и инспекторы ГИМС оставляют судно на крепком льду, а сами, вооружившись пешней и другими приспособлениями для безопасности, отправляются на выручку. Азартные рыбаки выбирают кромку льда, поэтому очевидно, что спасатели, выполняя свою работу, рискуют здоровьем и жизнью. Одно дело, когда людей снимают со льдины. Да, это сложно и опасно, но гораздо опаснее, когда надо вытаскивать людей из воды. А если в это время сильные волны и пурга? И все только из-за того, что кто-то не смог здраво оценить ситуацию и умерить свой азарт.

Мы добрались до волжского берега со стороны улицы Брюсова. Журналисты с ужасом замечают, как волны поднимают и опускают ледовый панцирь. А на льду в это время примерно три десятка рыбаков. Останавливаемся за 100 метров от них и по микрофону призываем к разумному поведению на льду. Минут через пять начинается движение - рыбаки гуськом тянутся к берегу. Неужели послушали инспектора ГИМС? Позже выяснилось, что подействовали не увещевания, а треск льда. Его вызвала волна, поднятая катером.

ГИМСовцы, вооружившись пешней и буром, направляются наперерез рыбакам. Тем грозит административный штраф в 2 тысячи рублей, если лед окажется тоньше установленных законодательством 7 см. Некоторые постарались избежать встречи с инспекторами, а вот те, кому зимняя рыбалка дороже всего на свете, с вызовом остались. Замеры показали, что у берега толщина льда чуть больше 7 см.

- Ну, что я вам говорил? - с радостью схватил снасти один из рыбаков и пошел от берега обратно вглубь. - Надоели, гоняют, порыбачить спокойно не дают. Что ни день, то проверки, рейды.

- Это сильнее меня, - признается рыбак, представившийся Вадимом. - Знаю, что опасно. Каждый раз слышу, что кто-то утонул, кого-то спасли. Но все равно иду на лед. В это время я не думаю ни о своей жизни, ни о детях, ни о жене. Не думаю даже о рыбе. В голове только сам процесс, он затягивает.

О том, что государство тратит сотни тысяч рублей в сезон на их спасение, безрассудные рыбаки не думают. Мы прикинули, что один вертолетный бак (МИ-24) авиационного керосина обходится примерно в 35 тысяч рублей.

- Нередко случается так: провалится рыбак, его спасут, он в машине сменит одежду и снова лезет на лед, - говорит Юрий Владимирович. - Что тут скажешь?

Но дело не только в финансовых затратах. Из-за безрассудства рыбаков тратятся и человеческие ресурсы, которые не измерить деньгами. Спасатели и инспекторы ГИМС реально рискуют своими жизнями.

- Я не против зимней рыбалки, - говорит Юрий Владимирович. - Это прекрасный вид отдыха. Но я категорически против бездумных поступков. Прошлой зимой таких безумцев сотнями снимали со льдин.

В этом году с начала ледостава утонули 5 человек, 42 человек спасли сотрудники МЧС и ГИМС РТ, в том числе с дрейфующих льдин (2 случая). Журналисты, участвовавшие в рейде, сошлись во мнении, что надо ужесточать закон. Пусть беспечные рыбаки не отделываются мизерными штрафами, а полностью возмещают траты на спасательные операции, которые оплачиваются налогоплательщиками. Может, тогда любители зимней рыбалки хорошенько подумают, прежде чем выйти на тонкий лед?