В специализированных журналах обычно советуют вооружиться множеством приборов и приспособлений, как то: нагрузочной вилкой, ареометром, термометром, зарядным устройством, лампочкой на 45 - 50 ватт и еще бог весть чем. Разумеется, если речь идет о двух-трехлетнем аккумуляторе. Из всего этого списка я бы обязательно оставил зарядник, термометр и лампочку. Итак, аккумулятор, уже послуживший как минимум две зимы, необходимо снять с машины. Осторожно, не закоротите «плюсовой» контакт с «массой»! Аккумулятор промойте кистью, смоченной в растворе соды или хозяйственного мыла, тщательно протрите насухо, после чего отверните пробки на банках. Если машина заводилась легко, то остаточная емкость батареи еще велика. Перед зарядкой аккумулятор надо разрядить, для чего и понадобится лампочка. Не рекомендуется разряжать батарею до конца, это может стать причиной окончательного выхода ее из строя. Дождитесь, когда лампочка будет светить вполнакала, вот тогда и приступайте к зарядке. Общее правило при этом гласит, что сила зарядного тока должна составлять одну десятую от емкости батареи. То есть обычный аккумулятор на 55 ампер-часов надо заряжать током в 5,5 А, а вот тот, что на 36 ампер-часов - только в 3,6 А. Совсем уж старую батарею надо пожалеть и заряжать слабым одно-двухамперным током. Разумеется, чем слабее ток, тем дольше идет зарядка. В одну из банок вставьте термометр, он поможет вам не переусердствовать - как только температура электролита достигнет 30 градусов Цельсия, зарядку следует прервать до остывания батареи. Момент окончания зарядки обычно виден простым глазом: электролит начинает интенсивно «кипеть», выделяя газ. Осторожно, он взрывоопасен! Именно поэтому, если у вас нет возможности заряжать батарею непосредственно в гараже и вы принесли ее домой, делайте это вдали от источников открытого огня и искр. Обеспечьте также полную изоляцию аккумулятора от детей, помните, внутри него - раствор серной кислоты! Для уверенности, что аккумулятор полностью заряжен, замерьте плотность электролита. При 25 градусах Цельсия она должна быть не менее 1,28. Установив батарею под капот, не забывайте, что генератор даже нового автомобиля не обеспечивает достаточной подзарядки, потому что излишний заряд также вреден для пластин. Не исключено, что после месяца поездок с постоянно включенными фарами, печкой, обогревателем заднего стекла, музыкой и другими потребителями тока аккумулятор в один тревожный день просто не сможет провернуть стартером коленвал. Чтобы не доводить ситуацию до такого конфуза, установите в салоне вольтметр, подключенный к клемме номер 30 (непосредственно к аккумулятору). Если при движении напряжение меньше 13 вольт, пора бить тревогу и ехать на поклон к автоэлектрику - генератор вашей машины халтурит. Если напряжение превышает 15 вольт, тоже есть повод посетить сервис. Что же касается напряжения, которое вы видите при выключенном моторе, оно не должно быть менее 12,6 вольта!

Вот и все о профилактике. Как покупать новый аккумулятор, я расскажу в следующий раз. А пока желаю зимой обойтись без «галстука», «толкача» и «прикуривания».

Дядя ВАСЯ.