Уважаемые читатели!
При редакции газеты «Казанские ведомости» мы открыли читательский клуб. Его название пока в процессе обсуждения. Так что у вас есть время придумать и предложить свой вариант. 
Цель клуба - привлечь общество к чтению книг. Как известно, читающие люди являются мыслящими. Призываем вас принять активное участие в работе нашего читательского клуба. Участие в нем заочное. Вступительный взнос - ваш рассказ о том: 
- какую книгу сейчас читаете, 
- почему именно эту, 
- ответы на какие вопросы ищете, 
- что получили от чтения этой книги. 
Книги, о которых расскажете, могут быть и те, что вы читали в детстве, юности, а также недавно вышедшие в свет. Рассказы должны быть небольшими. Лучшие из них будут опубликованы на страницах газеты «Казанские ведомости». 
Ждем ваши письма по адресу: 
420066, г. Казань, а/я 231, 
или redkv@kazved.ru (по этому же адресу 
присылайте варианты названия клуба или 
оставляйте в комментариях к этой подборке).
Венера ЯКУПОВА, главный редактор газеты «Казанские ведомости».

Как «Мальчик со шпагой» научил меня не быть донкихотом

В детстве мне просто фантастически повезло - я встретил человека, который помог по-настоящему полюбить книги. Раиса Хафизовна работала библиотекарем в детской библиотеке на улице Павлюхина. С ее подачи я прочитал «Кортика», «Хоббита», «Республику Шкид» и «Остров сокровищ». Да всего и не перечислишь. Но главное, благодаря ей я узнал об авторе, книги которого сопровождали меня всю мою жизнь, - без преувеличения, великого детского писателя Владислава Крапивина. И первым его произведением для меня стал «Мальчик со шпагой».

История мальчика Сережи Каховского захватила с первых страниц, как бы банально это ни звучало. Книга рассказывала мне о том, чего так отчаянно не хватало в жизни. Так получилось, что в школе у меня дружеские отношения ни с кем не складывались, а роман открыл целый мир настоящей мужской дружбы, спаянного коллектива с сильным чувством плеча - фехтовальный клуб «Эспада», в котором занимался главный герой. Конечно, «Мальчик со шпагой» - книга не только об этом, но в 8 лет меня сильнее всего впечатлил именно этот момент. Преодоление себя, путь к победе, противостояние непорядочным и нечестным людям - как не влюбиться ребенку в такую книгу? Помню, как едва не до слез расстроился, узнав, что в нашем районе нет секции фехтования.

Для меня всегда было секретом, почему книги детского писателя Крапивина с такой нежностью читают и перечитывают совсем взрослые люди. Нередко в будущем приходилось слышать мнение, что его произведения для многих поклонников - это суррогат дружбы, которой по каким-то причинам они недополучили в детстве или юности. Может быть, со мной так и произошло. Но Владислава Петровича и его книги я люблю за другое.

Перечитав «Мальчика со шпагой» ближе к 30 годам, понял, что читаю совсем другой роман. Это была история мальчика, превращавшегося в юношу, столь схожая с моей собственной и многих других таких же. Остро вспомнились чувства несправедливости и беспомощности, сопутствующие любому конфликту ребенка со взрослыми, даже если правота на стороне юности. Вспомнилось отчаянное ощущение разочарования в товарищах, проявивших подлость или малодушие, и многие другие тягостные ситуации, с которыми приходится сталкиваться каждому ребенку на пути к взрослению. Это были двойственные чувства. В определенной мере они мне напомнили ощущения, которые я испытываю, когда слышу песню «Прекрасное далеко», написанную для фильма «Гостья из будущего». С одной стороны, детские надежды и мечты, с другой - острое ощущение того, что ты, взрослый, очень во многом не соответствуешь тому идеалу, к которому когда-то стремился. Помню, как посоветовал другу - мужчине 30 лет, который никогда прежде не читал Крапивина, почитать «Мальчика со шпагой». Меня поразила его реакция: «Тяжело осознавать то количество несправедливости, с которой я стал мириться с возрастом», - сказал он.

И все же светлых чувств от взрослого прочтения романа было больше. Я понял, что научился дружить, прощать, ценить близких людей. А главное - научился идти к цели, но не напролом, как Дон Кихот из другого знаменитого романа, а с полным осознанием ответственности за свои поступки. И спасибо за это я хочу сказать Командору Владиславу Петровичу. Думаю, наиболее уместным заключением станут строки из романа «Мальчик со шпагой»: «В мире есть добро и зло. И все на свете зло не уничтожить. Поэтому надо рассчитывать силы, жить, как все, а не воевать с целым светом». И кстати, фехтовать я таки научился, но уже в юности.

Владислав КОСОЛАПКИН

Путеводитель в море книг 

Недавно вышедшее в свет необычное издание «Ex libris. Книга о книгах, или Записки членов клуба имени корнета Плетнева» тюменского журналиста Рафаэля Гольдберга и сотрудников газеты «Тюменский курьер» я прочитала за два дня на одном дыхании. 

И прежде всего не могла не оценить более чем благородную и креативную идею сборника. Она просветительская, воспитательная, пронизанная глубокой любовью к книге, а главное, ставящая перед собой цель побудить к чтению наш не читающий нынче народ, особенно молодой. И понять наконец, что стать мудрым, получить ответы на многие сложные жизненные вопросы или найти утешение от душевной боли можно только с помощью книги.

Признаюсь, я, считающая себя большим любителем и неплохим знатоком классической художественной литературы, наивно полагала, что в свои преклонные годы уже не смогу открыть для себя среди книжных новинок что-то особенное, то, что способно удивить и потрясти. Но начав читать одну за другой блестящие книжные рецензии этого сборника, сразу поймала себя на мысли, что мне интересна и та, и другая, и третья анализируемая авторами книга. В итоге составила для себя целый список творений, рекомендуемых составителями сборника, которые сейчас поглощаю с огромным удовольствием. 

С первых строк обращает на себя внимание блестящая работа редактора сборника. Все рецензии написаны отличным русским выразительным, сочным, а главное, понятным языком и логично скомпонованы друг с другом. Как я, буквоед, ни старалась, не нашла ни одной стилистической неточности, орфографической ошибки, а тем более ляпа, того, чем, к сожалению, так грешат многие современные издания. 

Но, внимательно изучая рецензии авторов сборника, поймала себя на мысли, что лично для меня самыми убедительными оказались не работы профессиональных журналистов, опубликованные в первой части книги, а небольшие, но очень искренние и трогательные тексты авторского актива, членов тюменского читательского клуба, среди которых люди разных профессий и возрастов - от школьников до пенсионеров. Именно они побудили меня составить список из тех семи книг, которые я сейчас читаю.

Первым нашла в интернете труд американского психоаналитика Эриха Фромма «Искусство любить», который детально изучила, соглашаясь с каждой мудрой строчкой и рекламируя детям и друзьям. Скачала то, что зацепило больше всего, и сейчас постоянно возвращаюсь к цитатам. Больше всего поразила трактовка Фромма такого понятия, как любовь к Богу. Психоаналитик, выпустивший свой философский трактат в 60-е годы прошлого столетия, утверждает, что любовь к Богу - это продолжение нашей вечной любви к родителям. Поэтому мы и просим у него, как когда-то в детстве у самых близких людей, защиты, спасения, понимания, благословения... Очень точный взгляд у автора и на проблему эротической любви, которую он считает главной причиной непрочности современных браков. 

Сейчас читаю вторую книгу из составленного с помощью сборника тюменцев списка «Человек из оркестра». Блокадный дневник Льва Маргулиса. Читаю и плачу, порой боюсь продолжения, хотя, казалось бы, об ужасах блокадного Ленинграда нашему поколению известно все... Больше всего потрясла одна цифра: в первый блокадный год в оставшемся в городе Ленинградском симфоническом оркестре, который потом исполнял знаменитую Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича, умерли от голода 23 музыканта... Треть оркестра... 

Дальше в моем списке значатся следующие заинтересовавшие меня книги:
1. Катарина Киери. «Никто не спит»
2. Людмила Петрушевская. «Конфеты с ликером»
3. Ремарк. «Искра жизни»
4. Михаил Кольцов. «19 городов»
5. Владимир Тендряков. Сборник «Охота».
Составителям и авторам этого редкого, а главное, очень своевременного издания хочется сказать огромное спасибо за эту эксклюзивную книгу. Надеюсь, что не одна я после ее прочтения составила себе список из предложенных книг и наслаждаюсь чтением настоящей, глубокой и мудрой литературы. 

Людмила КОЛЕСНИКОВА

Не стоит жить взаймы! 

Есть книги, согревающие душу даже в самые пасмурные дни. Когда мне грустно, я беру с полки произведения моего любимого Ремарка, одного из самых популярных зарубежных писателей 20-го века, и погружаюсь в волшебный мир его образов. Причем погружаюсь настолько, что не замечаю, как герои становятся мне очень близки, словно это мои лучшие друзья, которые делятся самыми сокровенными мыслями.

Мой любимый роман Эриха Марии Ремарка - «Жизнь взаймы». Это не просто история о любовных чувствах главных героев, это произведение, которое заставляет задуматься о жизненных ценностях и смысле жизни. Очень легкий в восприятии, роман с первого прочтения становится одним из тех редких произведений, которые трогают до глубины души, смысл которых не теряется с годами.

На примере трагической судьбы главной героини - умирающей от туберкулеза юной Лилиан, Ремарк хочет донести до читателя мысль о том, что люди неправильно расставляют в своей жизни приоритеты. Именно в высказывании девушки заключена главная философская мысль произведения: «Ты считаешь, что я бросаю на ветер свои деньги, а я считаю, что ты бросаешь на ветер свою жизнь». Да, действительно, как часто многие из нас не ценят главное чудо жизни - саму жизнь!
Лилиан тяжело больна и знает о своей скорой смерти. Именно это в корне меняет ее взгляд на жизнь и делает не по годам мудрой. Окружающий мир она видит теперь словно со стороны, понимая, что всю свою жизнь большинство людей посвящает охоте за деньгами, призрачному будущему, упуская при этом главное - свое настоящее, то есть саму жизнь.

Из этого произведения я вынесла для себя главную мысль: выходит, чтобы понять, что в жизни действительно важно, а что призрачно и эфемерно, нужно оказаться между жизнью и смертью? 

Считаю, тема этого произведения, которому уже более полувека, как никогда актуальна именно сейчас. Наверное, именно поэтому я возвращаюсь к Ремарку снова и снова, дабы напомнить себе, что жизнь слишком коротка для того, чтобы посвящать ее погоне за деньгами, богатством и мнимыми ценностями.

Арина МОГИЛЕВКИНА