У «них» понятие защиты прав потребителей включает частоту расположения магазинов и предприятий, предоставляющих услуги, удобство посещения их покупателями и многое другое. До размеров и цвета ценников и надписей на них. И даже такая вроде бы не материальная вещь, как уважение к потребителям. Так, в одном маленьком французском городке покупатели бойкотировали вновь открытый магазин из-за того, что вход в него не был оборудован пандусом для инвалидов-колясочников. Самое интересное, что в этом городке не проживало ни одного инвалида-колясочника. Но местное общество защиты прав потребителей посчитало неустройство пандуса нарушением прав потребителей и призвало население к бойкоту.

Разных обществ потребителей у «них» множество. Иногда общества по интересам одновременно регистрируются и как общества потребителей определенного спектра услуг. Например, общество мотоциклистов не только организует спортивную работу, но и защищает права членов общества, а иногда и сторонних граждан при недостатках в услугах, связанных с мотоциклами.

Некоторые общества потребителей выпускают газеты и журналы с разъяснением прав потребителей, экспертной оценкой товаров и услуг. Производители и продавцы товаров и услуг опасаются попадать в черные списки потребительской прессы, так как это может кончиться крахом фирмы, занесенной в такие списки. Много внимания уделяется предоставлению полного объема товаров и услуг, известных в современном мире и разрешенных законом к продаже.

У нас же диапазон услуг в некоторых секторах рынка сократился даже по сравнению с советским периодом. Исчезли комиссионные магазины общего назначения, а они необходимы населению, 40% которого живет за чертой бедности. Не каждый в силу характера или иных особенностей встанет торговать на рынке. При громадном и все возрастающем числе студентов в городе, образованных людей и просто любителей книги почему-то ликвидировали букинистические магазины и отделы.

Когда-то в Казани желающие могли взять напрокат пишущую машинку, телевизор или холодильник и даже посуду на студенческую свадьбу. А собираясь отдыхать на воде, в этом же салоне могли получить во временное пользование палатку, лодку, спиннинг и еще десятки вещей.

Многие, видимо, забыли, но существовал у нас и прокат автомобилей. Еще по инициативе Н.Хрущева был издан приказ министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог РСФСР от 23 марта 1959 года, которым утверждались правила пользования автомобилями на условиях проката. Кстати, тогда же разработали положения об автогражданке, которые, естественно, не были такими грабительскими, как нынешний закон о гражданской ответственности автовладельцев.

Лев КОСТЮЧЕНКО,
юрист.