В Казани во время минувшего ЧМ-2018 самая массовая футболка была желтого, «бразильского», цвета с бразильским же именем главного нападающего этой страны Неймар. Однако корреспондента «Казанских ведомостей» удивило другое не менее популярное в Бразилии имя на футболке. Какое? Об этом наш рассказ.

«Неймар», «Неймар» и еще раз «Неймар» или просто цифра 10, под которой играет Неймар, - владельцы футболок с кратким вариантом его имени на спинах буквально заполонили город во время приезда шумной и многочисленной торсиды сборной Бразилии. Но проходя по улице Баумана, недалеко от подземного перехода наш корреспондент вдруг буквально «споткнулся» о другое хорошо знакомое и более простое имя - «Иван». Обладатель футболки с этим именем был черняв, кучеряв и что-то очень быстро и горячо обсуждал на испанском с членами своей семьи, стоявшими полукругом возле него. Зелено-желтые цвета одежды, без сомнения, указывали на их родную страну, где при рождении мальчика тому сразу же дарят мяч. Я не удержался и вмешался в эту страстную «латиноамериканскую» беседу:

- Извините, а почему у вас на футболке такое нехарактерное для Южной Америки имя - Иван? Вероятно, это какая-то будущая восходящая звезда футбольной Бразилии? Или дань уважения гостя принимающей стране - России?

- А нет, - на минуту отвлекшись, ответил мужчина. - Иван - это я, это мое имя.

- Ну надо же! В Бразилии оно тоже известно? Как приятно! - похвалил я выбор.

- Да нет, что вы! Иван в Бразилии - это очень, очень популярное имя. Так называют у нас многих.

- Да нет же! Это у нас в России Иван - самое популярное имя! Можно сказать, культовое, ставшее даже нарицательным, как, например, фриц. У нас даже масса поговорок есть на этот счет.

Я попытался продекламировать иноземцу самые популярные пословицы, связанные с этим именем. Но ничего путного, как назло, вспомнить не смог, как только дурацкое «Вот придет русский Иван и всем вам покажет!» Про Ивана, родства не помнящего, и Иванушку-дурачка я тактично промолчал.

В общем, мы несколько минут еще поспорили, где наше исконно русское имя предков все же более популярно - в России или Бразилии, но потом, так и не убедив друг друга и рассмеявшись, в знак окончания спора просто дружески хлопнули друг друга по рукам.

…А все же приятно, что и в далекой жаркой Бразилии есть еще много-много Иванов…

«Волшебники» уехали, но показали нам не все

Продолжая обзор болельщицких футболок, вновь возвратимся к бразильским фанам. Например, на одном из них была такая видавшая виды футболка, где заветное полустертое «Неймар» едва прочитывалось от многочисленных стирок. Вот это преданность любимчику! Это сколько же человек объездил чемпионатов и матчей с участием своего кумира и кудесника мяча по совместительству!

Когда в Казань прибыл поезд с бразильскими болельщиками, довелось видеть и такую надпись: «Вы хотели увидеть волшебников? А вот мы и приехали!» Эх, жаль, конечно, что бразильские мастера не смогли показать нам весь свой чемоданчик с «набором волшебника», где у них спрятаны до поры до времени немыслимые финты, потрясающие дриблинги и чудеса обводки.

А вечером того же дня на подходе к фан-парку болельщиков, что располагался на берегу Казанки у «Чаши», встретилась забавная троица - все в тех же узнаваемых желтых футболках. На спине у каждого написаны были разные года: «1970», «1994» и «2002». Настоящий поклонник футбола сразу оценит символизм цифр - да, это года, когда сборная Бразилии завоевывала титул чемпиона мира по футболу. Напомним для остальных: бразильская сборная является самой успешной национальной командой в истории - на ее счету 5 побед на чемпионатах мира - в 1958, 1962, 1970, 1994 и 2002 году. Добавим также, что при этом Бразилия - единственная команда, участвовавшая во всех чемпионатах мира. Бразильцы первыми выиграли титулы на трех различных материках и в трех различных частях света - в Америке, Европе и Азии, в Северной Америке, Южной Америке и Евразии.

Так что компании тех трех гостей Казани не хватило еще двух болельщиков, дабы напомнить всем: мы, Бразилия, - пентачемпионы, единственные и неповторимые, пятикратные! А интересно, эти ребята так и ездят дружной троицей на все турниры, как и в нашу Казань? И где потерялись недостающие двое?

Кстати, благодарные болельщики кроме нынешнего безоговорочного мирового фаворита Неймара помнят и других великих: на футболках в Казани встречались имена легендарного Пеле, а также подзабытого ныне, но могучего бразильца Халка, завершившего в Китае свою яркую карьеру. Ну конечно, не остались в стороне от болельщицкого внимания в виде «футболочного» почтения и другие мэтры этой игры: Месси, Паулиньо, Гризманн…

Что же, теперь настала пора выпустить футболки и для российских мальчишек, влюбленных в футбол. Чтобы бегали, пусть пока по дворовым «стадионам», будущие Дзюбы, Акинфеевы, Черышевы…

История футбольной формы. С чего все началось

Футбольная форма значительно менялась на протяжении всей истории футбола. Это сегодня она обладает практичностью и удобством. Однако так было не всегда.

26 октября 1863 года представители 11 лондонских клубов собрались в таверне на Грейт-Куин-стрит и основали футбольную ассоциацию Англии: написали первые правила и придумали форму единого образца. Форма называлась «плюс четыре» - длинные носки, широкие брюки, толстая хлопковая рубашка и головной убор.

В начале ХХ века комплекты «плюс четыре» заменили: вместо рубашки свитер, брюки превратились в длинные шорты на ремне - резинку еще не изобрели.

В 1939 году появились номера на рубашках. Всего 11 - по количеству футболистов в команде. Первый - вратарь, со второго по пятый - защитники, девятый - для нападающего. Номера от 1 до 99 появились только через 10 лет, когда в футболе разрешили делать замены.

Фамилии игроков на форме появились в 80-е годы прошлого века.

Тогда футболки надели и футболисты

Если родоначальниками футбола далеко не бесспорно считаются бритты, то знакомое всем название главной одежды его игроков «футболка» - слово чисто русское. Ну, почти, ведь английские корни видны и здесь. Когда и как футболка стала обязательной формой одежды игроков?

Как и многим другим полезным и практичным вещам в нашей жизни, появлению футболки мы обязаны военным. Простая и удобная, футболка поначалу являлась частью военной униформы. Первыми ее использовали американские матросы военно-морского флота как нижнее белье еще в начале XX века. На корабле они часто попадали в зоны с тропическим климатом и, чтобы пережить жару, снимали плотные куртки, оставаясь в одних этих самых футболках. Легкое хлопковое полотно впитывало пот, а испачкать простую футболку было не жалко, в отличие от обычной добротной формы.

Футболка из дешевого и легкого хлопка полюбилась и трудягам: фермерам, шахтерам, портовым рабочим, строителям. Оценив удобство и простоту, этот предмет гардероба взяли на вооружение и спортсмены. И уже в 1900 году футболисты английских клубов стали выходить на игру в этой верхней части одежды. Правда, эти первые предвестники футболок больше напоминали рубашки поло: с коротким рукавом и воротом, порой на франтоватой шнуровке. Потом ворот дизайнеры отрезали, вместо него появился Т-образный вырез, лишь много позже на месте воротника появился нынешний круглый вырез.

А пока в качестве повседневной одежды на протяжении еще очень долгого времени футболка считалась нижним, нательным бельем. И носить ее просто так считалось делом неприличным - поверх ее вы обязательно должны были надеть рубашку.

Вспомним в связи с этим и странную магазинную бирку этого предмета одежды советских времен: «фуфайка». Чем футболка напомнила чиновникам от легкой промышленности об одежде рабочего или зэка, так и осталось тайной.

Переворот в представлении о приличиях внес культовый актер мирового синематографа легендарный Марлон Брандо. Слом стереотипа произошел в 1951 году с выходом на экраны кинодрамы «Трамвай «Желание». Здесь главный герой в исполнении будущего «крестного отца» всех времен и народов появляется в белой футболке практически в каждом кадре. Но все же и в те 50-е годы носить неприкрытой футболку и напоказ было делом героев-одиночек и отнюдь не массовым. Лишь на пике молодежного бунта 1960-х любовь к футболкам стала приобретать характер повсеместный, особенно эта часть гардероба за простоту полюбилась неформальной молодежи, поклонникам рока и хиппи.

Руководство ведущих мировых футбольных клубов, конечно, хипповать не могло и не хотело, а потому к дизайну футболок подошло очень серьезно. В 1970-х годах прошлого века клубы начали создавать индивидуальную футбольную форму, нынешние фирменные цвета которой сейчас легко узнаваемы каждому почитателю любимой игры миллионов.