Не заскучаешь в Казани - чуть больше месяца назад город распрощался с мундиалем и вот опять стал центром мировой спортивной жизни. На сей раз у нас прошел пятый этап турнира по авиагонкам Red Bull Air Race. Событие яркое и шумное, так что в конце прошлой недели рев двигателей самолетов стал для жителей районов, прилегающих к акватории Казанки, привычным аккомпанементом жизни. Одномоторные крылатые машины одна за другой прорезали воздушное пространство над водной гладью реки.

Мировой турнир существует с 2003 года и проходит в несколько этапов. Разные города, разные типы трасс, разная специфика местности. Так что организаторы подготовили для пилотов в Казани? Спортсмены, выступавшие в двух классах (элитном Master и подэлитном Challenger), должны были на время пролететь два круга по трассе длиной около 6 км. Причем путь пролегал между 5 арками из надувных пилонов (их высота достигала 25 метров). Также пилотам предстояло исполнить фигуры высшего пилотажа - петлю и подобие змейки между одиноко стоящими пилонами. 

Поразила жесткость регламента, где малейшие погрешности карались штрафными секундами.

Так, за пролет через арку выше или ниже отведенного пространства набрасывались 2 секунды к итоговому результату. За обрыв пилона крылом самолета, что хоть и безопасно, но нарушает зрелищность соревнований, - плюс 3 секунды. Строго регламентировалась скорость крылатой машины, на которой следовало проходить трассу, - 370 км/ч. Прибавьте к этому нагрузки в 12G, которые испытывали пилоты, и попробуйте представить себя на их месте...

Всего в классе Master выступали 14 летчиков. В Challenger было заявлено 10 спортсменов, и среди них одна женщина! Это была отважная Мелани Астелс из Франции. Она не участвовала в гонках 5 месяцев, но на этапе в Казани смогла выступить достойно и занять 4-е место в своем классе.

Базой самолетов на дни турнира стал автодром Kazan Ring. Здесь были сооружены специальные ангары, где технический персонал команд день и ночь колдовал над боеспособностью машин. Вблизи самолеты кажутся удивительно компактными - размером с небольшой автофургон, да и материал обшивки у них очень легкий. Но на что способны эти юркие «малыши», когда штурвал в умелых руках! К слову, дотрагиваться до крылатых машин во время специальной экскурсии по аэродрому строго-настрого запрещалось, а вот сами летчики были максимально открыты и делились впечатлениями от трассы. Как подчеркнул технический директор авиагонок Red Bull Air Race Джим Рид, она в Казани очень интересная.

В первый день соревнований прошли квалификационные полеты, в которых победителем стал немец Матиас Доллерер со временем 52,615 секунды. Да, сотые и даже тысячные доли секунды во время авиагонок очень важны, что в дальнейшем подтвердили финальные раунды. Зрители могли наблюдать за соревнованиями с площадки у центра семьи «Казан» как вживую, так и при помощи двух медиаэкранов с live-трансляцией. Но болельщики могли следить не только за происходившим в небе.

На территории, где раньше располагался фан-фест, были открыты несколько зон активности. Развлечения на любой вкус и возраст - батуты, показательные выступления мотофристайлеров, два шатра с игровыми приставками для любителей киберспорта, фуд-корты. Благоволила соревнованиям и погода. Если в прошлом году зрителей отпугнул дождь, то в этом были комфортные 20 градусов тепла и солнышко.

В «Финале четырех» в воскресенье развернулась нешуточная борьба за первое место - сошлись двукратный чемпион мира и прошлогодний победитель казанского этапа американец Кирби Чемблисс, его соотечественник Майкл Гулиан, победитель двух этапов чех Мартин Шонка и один из лучших испанских летчиков Хуан Веларде. Все пилоты прошли трассу без штрафных секунд, но эффектную точку в гонке поставил именно Шонка. Он смог отыграть у Гулиана 0,115 секунды и занять первое место (на всю трассу у чеха ушло 52,123 секунды). Третье время (52,304) показал Кирби Чемблисс.

Призеров класса Master и обладателя Кубка претендентов в классе Challenger (им стал еще один американец - Кевин Коулман) спустя 1,5 часа после финиша чествовали у «Чаши», после чего они поделились впечатлениями с журналистами.

Майкл Гулиан, который возглавляет общий зачет соревнований, откровенно рассказал, что в авиаспорт пришел из хоккея. «Я не дотягивал по некоторым параметрам, например, весил на 30 фунтов меньше, чем нужно. В 15 лет увлекся авиацией. И здесь смог реализовать свои возможности», - заметил пилот.

А вот свежеиспеченный победитель объяснил плюсы и минусы различных видов трасс.

- Полет над чистой прозрачной водой таит некоторую угрозу, так как сложно оценить высоту. Более мутная вода проще. На суше бывает много отвлекающих элементов - дороги, инфраструктура. В Казани приходилось летать против заходящего солнца, которое отражалось в воде, - поведал экс-летчик-истребитель чешских ВВС.

По предварительным подсчетам, за два дня авиагонку в Казани посетили более 120 тыс. зрителей (в 2017-м их было 90 тысяч). В следующем году турнир вновь вернется в наш город.