«Путь Тукая»: пешком за тридевять земель

В один из теплых солнечных дней августа наша небольшая команда энтузиастов пешком отправилась к месту рождения Габдуллы Тукая - в деревню Кошлауч Арского района. Маршрут был рассчитан так, чтобы добраться до цели за день, не останавливаясь на ночлег. Особой спортивной подготовки у нас не было.

news_top_970_100

Отправляемся в путь

Свой путь мы начали в селе Камаево Высокогорского района, где побывали в музее-заповеднике «Иске Казан». Те, кто был там первый раз, с интересом разглядывали мельницу, деревянные стены-укрепления и средневековые орудия. 
Потом мы двинулись в Мульму. 

Наша компания с рюкзаками за спиной сразу привлекла внимание местных жителей: туристы там редкие гости. Нас спрашивали, откуда мы и куда идем. Мы рассказали, что направляемся пешком на родину Габдуллы Тукая в село Кошлауч. В местном магазине купили необычайно вкусные пирожки с луком и яйцом. Ели их, вдыхая свежий деревенский воздух, насыщенный разнотравьем. Женщина из сельского магазинчика вышла провожать нас с пожеланием доброго пути.

Путешествие, несомненно, начиналось хорошо: погода теплая, по небу плывут пышные облака, пирожки замечательные, провожают нас с улыбкой. Наслаждались «вкусным» воздухом и были готовы останавливаться у каждого дома: они все были такие нарядные, с резными наличниками. По пути мы приветствовали всех встречных на татарском языке, в ответ нам улыбались и тоже здоровались. Не покидало ощущение, что впереди нас ждут чудесные открытия.

Такие разные, но мы вместе   

Девятилетний Рустам был самым младшим в нашем походе и, пожалуй, самым любознательным. Его интересовала корова, мимо которой мы проходили, сельские домики, птички - абсолютно все, что он видел. Парнишка выпросил у мамы рюкзак и тащил его на спине, видимо, ему хотелось быть настоящим туристом. Он рассказал нам все, что знал о татарском поэте Габдулле Тукае. Особенно заинтересовал Рустама деревенский колодец, и мы все ждали, пока он опустит и поднимет на цепи ведро с водой. Городские дети много не знают о деревенской жизни. Да и только ли дети? 

Вскоре мы заметили источник и, конечно, свернули к нему. Напившись родниковой воды, умывшись ею, мы отметили ее необыкновенную мягкость. Тут же набирали воду в бидоны мужчины, приехавшие на стареньком уазике без номеров, из которого нам улыбался мальчик лет десяти. Начались расспросы, мы доложили, откуда и куда идем. Потом с разрешения хозяев с удовольствием сфотографировались на фоне видавшего виды старенького сельского «внедорожника».       

Следующим пунктом нашего маршрута была деревня Красна. По дороге мы разговорились с Фирузой апа. Семидесятисемилетняя женщина шла легко и не сбавляла темп. Призналась, что занимается танцами. Рассказала и о своей жизненной позиции, согласно которой необходимо готовиться к иной жизни, делая добрые дела. Глядя на Фирузу апа, язык не поворачивался назвать ее пожилой женщиной, она шла по «Пути Тукая» летящей походкой. Всем нам она дала совет меньше кушать, съедать столько, сколько поместится на ладошку. И еще сказала, что, отправившись в путь, хотела показать пример пожилым людям: не нужно бояться, надо пробовать свои силы, верить в себя. 

Двенадцатилетний Леша уже был на «Пути Тукая» вместе с мамой Риммой Ратниковой (заместителем Председателя Госсовета РТ, председателем Союза журналистов РТ и одним из инициаторов проекта), когда мы проходили его в январе на запряженных лошадьми санях. Леша знает биографию Габдуллы Тукая, его произведения, побывал в музеях в деревнях Кошлауч и Новый Кырлай. Тогда зимой он с интересом слушал о том, что раньше в другие деревни ездили на санях и Габдуллу Тукая на санях маленьким возили в Казань.  

Как пес из Красны хотел стать путешественником 

В Красне за нами увязался местный песик и никак не хотел возвращаться домой. На окраине деревни мы решили устроить обед - расположились в поле на покрывалах. Накормили и собачку, думали, за деревней она, сытая и довольная, повернет обратно. А не тут-то было. Не хлебом единым сыты и животные. Видно, псу, которого мы ласково назвали Апуш, было скучно в Красне, и он пошел за нами в поисках приключений. 

Леша и Рустам были очень рады этому. Песик был очень дружелюбен, вилял хвостиком и выказывал нашей группе всяческое расположение. Умело по-деревенски отгонял сердитых гусей от наших ребят. Когда-то в каждом казанском дворе бегали кошки и собаки, с которыми играла детвора. В татарских деревнях можно было встретить не только кошек с котятами и собак. Ребята с удовольствием разглядывали по пути гусей и уток, коров и лошадей. 

А Апуш еще долго шел с нами как член туристической семьи. Отстал только в селе Средняя Серда.

Приглашение на плов 

О том, как у татар принято угощать гостей чаем с пирогами, знаю с детства, но в дороге был случай удивиться по этому поводу. Мы шли по деревне Верхняя Серда. Встретилась женщина, которая вдруг сказала, что мы опоздали. А шли мы нога за ногу, часто останавливались, фотографировали все, что считали интересным. Интересными казались и колодец, и нарядные домики, и сельские пейзажи с козами, петухами и гусями… Мы никого не предупреждали, что идем в Кошлауч, и не были связаны временем. Поэтому реплика женщины нас удивила: кто и где нас ждал, куда мы опоздали? На что получили ответ: «Опоздали на открытие детской площадки». 

Надо же, в городах детских площадок много, а тут открыли в деревне. Мы решили посмотреть, спросили дорогу, а дойдя до места, ахнули: разноцветные шары, музыка, множество детишек на качелях и карусели, радостные взрослые всех возрастов. Нас пригласили на плов. Возле казана нас приветствовал глава Верхнесердинского сельского поселения Рашид Раисович Хуснутдинов. Пока мы лакомились великолепным угощением, он рассказал, что детскую площадку построили на средства самообложения. Ясно, что в Верхней Серде думают о детях, значит, есть у села будущее! Пообщавшись с жителями, мы пошли дальше. 

Дерево желаний

В пути нас поразило огромное старое дерево, которое в основании изогнулось, словно гигантская улитка. Судя по мощному стволу, ему немало лет. В его тени приятно расположиться на отдых в жаркий день. Это дерево нам так приглянулось, что мы все взобрались на него, загадали желания и сделали фото на память. Мне почему-то этот гигант напомнил древнейшие оливковые деревья, которые я видела в Иерусалиме. Пусть он и дальше радует путников своей раскидистой кроной, дарит прохладу и удивляет необыкновенным стволом-улиткой.

И конечно, было приятно, что нам все время встречались дружелюбные люди, наш «Путь Тукая» получился по-настоящему добрым. Не покидало ощущение счастья, хотелось петь и плясать, ведь мы шли пешком по родной земле. Все мы такие разные - Рустам, Леша и его мама Римма Ратникова, Фируза апа, Лиля, Резеда, идем одной командой в сопровождении Апуша.  

Запомнилась тетя Роза из деревни Средняя Серда, которая тащила арбу. Женщина шла с улыбкой на веснушчатом лице, и было видно, что она открытый и довольный жизнью человек. Мы познакомились и попросили разрешения сфотографироваться с ней. Роза апа немного смутилась, сняла с шеи платок и улыбнулась в объектив. Нынешние дети, да и многие взрослые знают, что такое арба, только из книг, а наши Леша и Рустам увидели ее своими глазами. 

А еще подумалось, что эта простая татарская апа значительно счастливее многих городских красоток на дорогих машинах, в модных нарядах и с последними моделями смартфонов. Они, возможно, и в деревне никогда не бывали, проезжали на скорости мимо. Что-то очень гармоничное и теплое увидела я в веснушчатом лице скромной тети Розы, везущей арбу. Побольше бы вокруг таких добрых и приятных лиц.

Мы у цели

На подходе к деревне Кошлауч мы заблудились, изрядно поплутали, шли больше, чем предполагали, но дошли. Вид на деревню Кошлауч потрясающий! Сразу пришла мысль о том, что именно в таких прекрасных местах и мог родиться поэт. На лугу среди душистых трав паслась лошадь, по синему небу плыли белоснежные облака, в извилистой речке отражалось солнце. Природа здесь девственно красива, и, наверное, это место выглядит так же, как и в 1886 году, когда здесь родился будущий поэт Габдулла Тукай.

Когда мы шли по улице Тукая, нам встретились мальчик и девочка. Они поздоровались и, узнав, что мы идем в Музей Тукая, вызвались нас проводить. Зарина и Фаиль приезжают в Кошлауч с родителями на дачу. Они сказали, что первый раз видят, чтобы сюда пришли пешком. На наши вопросы о Габдулле Тукае Зарина и Фаиль ответили, что поэт здесь родился, его все знают и именно он написал о Шурале и Су анасы. 

Фаиль выслушал с нами всю экскурсию в музее, задавал там много вопросов, а потом с радостью побежал показывать нам родник. Попутно рассказал, что здесь мостик из нового металла и его поставили, потому что старый был деревянный и разваливался. 

Имя Тукая вело нас по дороге, путь освещался улыбками всех, кого мы встречали. Когда мы уже ушли с родника, Лиля сказала, что ни разу за весь день не посмотрела на часы. А ведь и я тоже. Мы все жили настоящим, наслаждаясь умиротворением, радостью и красотой «Пути Тукая». Все происходило здесь и сейчас. Родные края, наша земля дают нам жизнь и силы. 

Расставаясь в Кошлауче, мы все обнимались, «Путь Тукая» познакомил и сблизил нас. Спасибо всем, кто был рядом, кто дарил улыбки и говорил добрые слова. 

Пусть по этому пути идут люди, любуются красотами татарской земли, наслаждаются гостеприимством людей, слушают татарскую речь и познают великого татарского поэта Габдуллу Тукая. 

news_right_column_240_400
news_bot_970_100