С 2014 года по сентябрь 2018-го сотрудниками Центра общественного контроля ЖКХ РТ было принято 19624 обращения граждан, из них 11339 - по телефону «горячей линии» 236-29-97. За это время проведено 4963 встречи с гражданами, подготовлено 29 информационных и методических материалов, проведено 407 совещаний с представителями управляющих компаний и председателями ТСЖ, имеющими положительный опыт по управлению многоквартирными домами, обучено более 7000 председателей советов и инициативных собственников многоквартирных домов. За первое полугодие 2018 года больше всего обращений принято по вопросам начисления платы за ЖКУ (654), качества коммунальных услуг (477) и управления многоквартирным домом (272).

Несогласные с тарифами

В небольшом помещении на ул. Лобачевского, 10в консультации юриста центра Зои Викторовны Куклиной ожидают одновременно несколько посетителей. Разместившись за большим столом, каждый перебирает свои папки с документами. Многие приходят сюда не первый раз.

«Переехав в квартиру в центре города, обратила внимание на завышенные жилищные тарифы. По сравнению с другими домами в Казани мы переплачиваем ежемесячно по 15 рублей с квадратного метра! Оказалось, что такие тарифы были приняты на общем собрании ТСЖ. Пришла сюда за консультацией: что мне делать, если я не согласна переплачивать по тарифам?» - рассказала одна из посетительниц.

- Хорошо, что за разъяснением пенсионерка пришла к нам. А то ведь случается, что несогласные со счетом-фактурой собственники жилья просто вычеркивают графы и не оплачивают их. Им и невдомек, что к каждому пункту в управляющую организацию нужно писать сопроводительное письмо, - комментирует ситуацию Зоя Викторовна. 

Дом без придомовой территории

Для многих обратившихся в центр вообще является открытием, что всю информацию о своем доме и деятельности управляющих организаций можно узнать на портале мониторинга жилищного фонда Республики

Татарстан mgf.tatar.ru. Именно на нем жители дома №48 по ул. Серова узнали, что один из подъездов дома, корпус №3, считается отдельным строением, хотя на самом деле дом №48 и корпус №3 имеют общие коммуникации. Въехав в свои квартиры, построенные по договорам долевого участия, жители Владимир и Сергей даже не догадывались, что их дом практически не имеет придомовой территории. Казалось бы, все в порядке: двор благоустроен, есть газон, тротуар. Во дворе двухэтажная парковка с обустроенной на ней детской площадкой, к дому ведет подъездная дорога. 

Проблема обнажилась тогда, когда рядом с их домом стал возводиться жилой комплекс из нескольких девятиэтажек. И на месте подъездной дороги к дому вскоре должна появиться дорога с двухполосным движением, ведущая к новым многоэтажкам. А значит, парковать свои машины жильцы больше здесь не смогут - уже работает эвакуатор. Владимир и Сергей переживают и за детей, которые будут выбегать с тротуара, заканчивающегося на углу дома, прямо на проезжую часть. К тому же согласно размещенному на сайте застройщика плану въезд в новый жилой комплекс должен был пройти рядом, не затрагивая въезд к дому. Другая проблема - отсутствие площадки для сбора мусора.

- Покупая квартиру, многие смотрят, какие в ней метраж, обои, пол, балкон… И редко кто интересуется техпаспортом многоквартирного дома, есть ли придомовая территория, какое общедомовое имущество. А ведь это очень важно! Часто жители не знают, где у них будет площадка под мусорные контейнеры. Жизненно важный вопрос, согласитесь. В ситуации Владимира и Сергея я советую сначала запросить у УК действующий генплан и план благоустройства. Ведь когда они покупали квартиры, был предусмотрен сквозной проезд к их дому. Сейчас ситуация изменилась. А по поводу нумерации домов надо обратиться в исполком города, потому что это в его компетенции, - поясняет Куклина.

При покупке квартиры собственник часто не понимает, что чем больше общедомовое имущество - холлы, коридоры, тем больше будут платежи по отоплению и ОДН. Так, в одном из домов по ул. Отрадной площадь общедомового имущества почти равна площади квартир, рассказывает юрист. Естественно, зимой за всю отапливаемую площадь приходится платить жильцам.

Кроме того, бывает, что контактные телефоны управляющих организаций, указанные на сайте мониторинга жилищного фонда РТ, оказываются недействительными. А это нарушение постановления правительства РФ от 23 сентября 2010 г. №731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и постановления правительства РФ от 15 мая 2013 г. №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». 

А вы заключили договор с УК?

Ошибкой многих собственников жилья является и то, что они не спешат заключать договор с управляющей компанией, где четко прописаны права собственников и УК. А на основании этого договора можно требовать перерасчета жилищно-коммунальных услуг, если их не оказывали. Кроме того, несмотря на постановление, принятое еще в 2011 году, лишь в некоторых домах казанцев созданы советы многоквартирных домов. Согласно закону их необходимо создать в том случае, если в доме больше четырех квартир, не образовано товарищество собственников жилья и дом не управляется жилищным кооперативом. 

Другая проблема - жители неохотно идут на общее собрание собственников жилья. А ведь именно на нем возможно решить вопросы, касающиеся пользования общим имуществом дома, его содержания и ремонта, контроля за оказанием услуг в многоквартирном доме, и ряд других. Полный перечень возможностей общего собрания прописан в ст. 44 Жилищного кодекса РФ.

Как рассказали корреспонденту «КВ» в центре, на деле чаще всего жильцы и не подозревают о том, что любой собственник может инициировать общее собрание по интересующему его вопросу. Будь то вопрос установки видеокамер наблюдения, организации парковки или благоустройства двора. Но известить об этом собственников надо не позднее 10 дней до даты проведения собрания. Лучшим вариантом будет предоставление сообщения о проведении собрания под роспись либо рассылка заказными письмами. Таким образом, если собственник не явится на собрание, но будет не согласен с принятым без него решением, он не сможет переложить ответственность на то, что ему не сообщили о собрании. 

В центр часто обращаются и горожане, недовольные открытием на первых этажах их домов парикмахерских, магазинчиков, адвокатских контор, поскольку с их появлением счета за отопление выросли намного. И хотя по новому законодательству все арендаторы или собственники нежилых помещений должны иметь прямые договора с поставщиками услуг, зачастую это нарушается. 

В конце приема Зоя Викторовна резюмировала: «К сожалению, многие путают нас с надзорной инстанцией, полагая, что мы можем наказать, оштрафовать нерадивую управляющую организацию. Звонят и приходят к нам с жалобами, что у них не ремонтируют дороги во дворе или не горит лампочка в подъезде. Но мы не надзирающие органы, можем лишь подсказать, как решить ту или иную проблему в жилищно-коммунальной сфере и отстоять интересы жителей в суде».  

Радует, что отстаивающих свои права жильцов становится больше, но до воспитания грамотного собственника еще далеко, подвел итоги приема исполнительный директор некоммерческого партнерства Дмитрий Романов. 

В целях повышения коммунальной грамотности населения и развития институтов гражданского общества специалисты Центра общественного контроля ЖКХ РТ на регулярной основе проводят бесплатное обучение активных граждан, собственников жилых помещений, руководителей управляющих организаций и других заинтересованных лиц по темам: - собственник и его права; - общее собрание собственников помещений; общее имущество в многоквартирном доме; совет многоквартирного дома и его председатель; - жилищные и коммунальные услуги; - способы управления многоквартирным домом; - учет потребления коммунальных ресурсов; энергосбережение; начисления по счету-фактуре.