Фестиваль «Классическая гитара в XXI веке» проводится ежегодно с 2007 года. «Это не просто концертные выступления ведущих гитаристов России и мира, но и мастер-классы, и конкурсное движение - все, что связано с развитием классической гитары в ХХI веке», - отметил начальник управления культуры исполкома Казани Азат Абзалов. 

За 11-летнюю историю фестиваля его участниками наряду с российскими гитаристами стали музыканты из 23 стран Европы, Северной и Южной Америки, а мероприятия фестиваля посетили более 22 тыс. человек, сообщает kzn.ru.

«Это внушительная цифра - гитара является самым популярным инструментом в мире, - подчеркнул Азат Абзалов. - Цель фестиваля - приобщить людей к классической гитаре, показать, что это высокое искусство, которое требует большой работы над собой».

Азат Абзалов обратил внимание на то, что в Казани обширная сеть школ искусств и гитара является одним из популярных направлений.

Благодаря фестивалю Казань стала одним из гитарных центров страны на музыкальной карте России - такое мнение, в свою очередь, выразил основатель и художественный руководитель проекта - заслуженный артист Республики Татарстан и Республики Дагестан Айнур Бегутов. С этим утверждением согласен и заслуженный артист России, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Николай Комолятов.

Отличительной особенностью гитарного форума, в рамках которого проходят различные лекции, мастер-классы, а также Международный конкурс им. С.Д.Орехова, является внимание к национальному творчеству и искусству.

На открытии в БКЗ им. С.Сайдашева в минувшее воскресенье выступил Александр Мисько (Россия) - уникальный фингерстайл-гитарист, который получил мировую известность. В минувшем октябре он был признан гитаристом года по версии британского журнала MusicRadar. При этом сам молодой музыкант уверен: в том, что он делает, нет ничего уникального. «Это просто молодое направление, которое началось развиваться в основном в Америке и Канаде в середине 80-х, когда гитаристы начали экспериментировать с новыми техниками, - рассказал на пресс-конференции Александр Мисько. - Тот стиль, который я представляю, можно назвать перкуссионным экспериментальным фингерстайлом. Проще говоря, это новый подход к написанию музыки, когда, имея одну гитару, мыслишь как группа музыкантов».

Александр Мисько признался, что перед приездом в Казань очень волновался. «Я далек от классики, хотя очень уважительно к ней отношусь. В свое время я занимался с прекрасным классическим преподавателем в Краснодаре, который дал мне базу, чтобы я мог заниматься самостоятельно, - отметил музыкант. - Но я уже давно нахожусь в своем узком мире, и для меня было очень волнительно посмотреть, как люди реагируют на то, что я делаю. В первую очередь я делаю акцент на авторскую музыку в этом стиле, она экспериментальная, поэтому я понимаю, что людям нужно пояснять, о чем музыка. К счастью, казанским слушателям все понравилось».

Участником первого концерта также стал гитарный квартет имени Фраучи. Музыкальный коллектив состоит из учеников легендарного российского музыканта Александра Фраучи: Дмитрия Мурина, Сергея Урюпина, Евгения Номеровского и Дмитрия

Татаркина. «Мы выводим гитару на новый уровень, потому что не пытаемся понравиться или угодить публике, а делаем то, что в первую очередь нравится нам, - считает Дмитрий Мурин. - Мы играем произведения композиторов, которые никогда не писали для гитары, - это Глинка, Чайковский, Бах, Бетховен, Стравинский и другие. Но самое главное - для нас пишут композиторы, мы играем новую музыку, которую не играет никто, а репертуар создает будущее для инструмента».

Также на сцене БКЗ выступил сводный оркестр гитаристов Казани под управлением дирижера Александра Лаврентьева (Россия). Сводный оркестр был организован в 2013 году, в него входят лучшие ученики музыкальных школ.
Гала-концерт фестиваля состоится 29 марта в ГБКЗ им. С.Сайдашева.