Сария Сабурская родилась в г. Зеленодольске ТАССР. Окончила Казанский государственный педагогический институт по специальности «учитель истории и обществоведения» (1980 г.), юридический факультет ТИСБИ (2013 г.). Свой трудовой путь начинала с ученицы водителя электрокары на заводе им. Горького в Зеленодольске. С 1988 по 1993 г. заведовала Зеленодольским РОНО. С 2001 по 2010 г. была начальником отдела социального развития и занятости населения Аппарата Кабинета министров РТ. С июля 2010 г. - Уполномоченный по правам человека в РТ. Заслуженный учитель школы РТ, Отличник образования РФ, заслуженный работник соцзащиты. Среди ее наград медаль «За доблестный труд» (2012 г.), почетная грамота Уполномоченного по правам человека в РФ (2015 г.), почетный серебряный орден «Общественное признание» (2015 г.), орден «Дуслык» (2016 г.).

- Сария Харисовна, каковы ваши основные направления деятельности?
- Деятельность Уполномоченного регламентирована Законом РТ №95 «Об Уполномоченном по правам человека в РТ» от 3 марта 2000 года. Задачи института Уполномоченного - содействие соблюдению прав и свобод человека и гражданина, восстановлению нарушенных прав и правовое просвещение. В наш адрес поступают обращения на действия и органов местного самоуправления, и органов государственной власти РТ, и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, руководителей предприятий, организаций. Однако есть органы, рассмотрение жалоб на действия которых не относится к компетенции Уполномоченного. В таких случаях рассмотрение вопросов, затронутых в жалобах, возможно только в рамках заключенных соглашений. К этим органам в том числе относятся органы прокуратуры, внутренних дел, судебные органы.

- С какой проблемой к вам может обратиться гражданин?
- Если были нарушены права, закрепленные в Конституциях РФ и РТ. Недавно ко мне обратилась женщина с проблемой: ее не принимают на работу. Когда-то они с мужем на солидарных условиях брали автокредит, давно его выплатили, но у службы судебных приставов женщина до сих пор в списке должников. Соответственно, когда компания стала проверять через службы безопасности ее личность, возникли проблемы... Подобные недоразумения возникают у полных тезок, когда совпадают фамилия, имя, отчество. На них вешают огромные долги, судебные приставы при этом не обращают внимание на СНИЛС, который уникален у каждого из нас. Больше всего обращений мы получаем по поводу нарушений жилищных прав, предоставления жилищно-коммунальных услуг, социального обеспечения и соцзащиты, медицинского обслуживания, трудового, земельного законодательства и образования. Недавно мы узнали, что в Набережных Челнах некоторые школы уже прекратили прием в первые классы. Нарушение прав налицо! Или наболевший вопрос приема в 10-й класс. А ведь согласно закону об образовании каждый ребенок имеет право обучаться в десятом классе, несмотря на разработанный школой внутренний порядок приема. Школы создают профильные классы - химический, математический, и получается, что если у ребенка нет определенных способностей, то дорога в 10-й класс ему закрыта. Это явное нарушение прав учащегося!

- Как успеваете отреагировать на все жалобы, что поступают в ваше ведомство? Например, только в прошлом году к вам поступило более 3600 обращений.
- Благодаря институту общественных помощников, созданному одновременно с институтом Уполномоченного. У меня есть помощники в каждом муниципальном районе РТ, а в Казани и Набережных Челнах их несколько. 50 помощников оказывают мне содействие в решении вопросов, относящихся к компетенции Уполномоченного, на территории района или города. Ведут разъяснительную работу, принимают и рассматривают жалобы граждан, организуют правовое просвещение. При необходимости проводим видеоприемы с моим личным участием.

- А если у жителя республики есть желание обратиться к вам лично?
- Раз в неделю я веду прием населения в Аппарате Уполномоченного по адресу: г. Казань, ул. Карла Маркса, 61. Но нужно предварительно записаться по телефону (843) 236-41-80. В 2018 году я приняла лично около 500 граждан.

- Какие документы надо представить при обращении?
- В законе четко прописано: кроме заявления, нужно представить ряд документов - как правило, это ответы тех ведомств и министерств, в которые обращался заявитель. Они ему ответили, но решили вопрос, на его взгляд, необъективно или не в полной мере. К сожалению, часто гражданин считает, что разъяснение норм законодательства в ответ на его обращение - это отписка.

- То есть если неправильно насчитали коммунальные платежи или нагрубили в поликлинике, то сначала надо пойти за разъяснением в УК или к главврачу?
- Конечно. Мониторинг обращений говорит о том, что многие не владеют информацией о том, к кому идти со своей бедой. Эту информацию мы стараемся раскрыть во время проведения мероприятий по правовому просвещению: занятий Школы правовых знаний, дней правовой помощи, социального проекта «Правовой марафон». Третий год организуем встречи с населением с Региональным центром общественного контроля ЖКХ РТ с участием управляющих компаний, где разъясняем жилищное законодательство. Совместно с Союзом пенсионеров проводим дни правовой помощи в районных отделениях Пенсионного фонда. Введена практика организации телефонных «горячих линий» по самым разным актуальным вопросам. В период призывной кампании вместе с военкомом РТ встречаемся на занятиях Школы правовых знаний с призывниками и их родителями, рассказываем, где ребята будут служить, какие у них права... Ежегодно сопровождаем ребят до мест несения военной службы. Я лично посетила около 60 воинских частей от Хабаровского края до Калининградской области, где служат ребята из РТ. Многие вопросы их службы решаем совместно с моими коллегами из других регионов РФ. Совместно с социальными партнерами раз в месяц выезжаем в места лишения свободы, отвечаем на вопросы осужденных, касающиеся условий содержания, в том числе получения посылок, организации диетического питания, ассортимента в магазине.

- Благодаря вашей инициативе в некоторых школах города были введены уроки семьеведения...
- Несколько лет назад в Казани мы инициировали проект «Школа семейной жизни», где лекторами выступили преподаватели университетов. Увидев интерес со стороны молодого поколения, я обратилась в Министерство образования РТ с предложением ввести уроки семьеведения в школах. Министр образования тогда поддержал нас, были организованы обучающие курсы для учителей на базе Академии наук РТ. Но во всех школах, к сожалению, эти уроки не ведутся, поскольку мало обучить - нужна еще заинтересованность в этом руководства школы. Я считаю, что эти уроки вносят большую лепту в воспитание детей, понимание ими значения семьи, ее традиций. Наверно, если бы дети владели этими знаниями, мы бы не переживали в будущем за демографические провалы.

- Еще вы мониторите обращения, поступающие в систему «Народный контроль».
- Четверо из 16 сотрудников Аппарата Уполномоченного мониторят обращения в «Народный контроль» на предмет качества и своевременности исполнения. Если это необходимо, мы проводим встречи с исполнителями, выезжаем на места, обозначенные гражданами, для проверки. Чтобы представить объемы работы, скажу, что в 2018 году в «Народный контроль» поступило более 61 тысячи обращений. В соцсетях мы также отслеживаем работу учреждений, особенно медицинских.

- Обращения к вам поступают в том числе и с помощью системы «Глонасс 112»?
- Да, в прошлом году нами было принято 198 обращений, где требовалось наше содействие. Например, плачет ребенок в квартире, или сигнал об одиноких стариках. На такие сигналы мы обязательно выезжаем.

- Сария Харисовна, как можно узнать о проводимых вами мероприятиях - «горячих линиях», совместных приемах?
- Прежде всего из объявлений в газетах, на радио, «бегущей строки» на телевидении и на нашем сайте upch.tatarstan.ru. Кроме того, с 2017 года у нас есть страничка в сети «Инстаграм», где можно следить за последними новостями и проводимыми мероприятиями.

- Институт Уполномоченного по правам человека в РТ входит в Европейский совет омбудсменов. Как отличается работа омбудсмена в других странах?
- Бывая в командировках, я увидела, что во многих странах министерства и ведомства более открыты для населения. Часто в торговых и развлекательных центрах звучат объявления о том, что состоится публичная встреча с тем или иным министром. В Сингапуре на первом этаже министерства организована музейная выставка, открытая для каждого желающего. А в Пакистане права женщин отстаивает один омбудсмен, трудовые права - другой и так далее. В Японии существует департамент по работе с обращениями и жалобами граждан.

- А у вас есть случаи, за которые вам особенно приятно, что удалось помочь?
- Очень радуюсь, когда благодаря нашему вмешательству сохраняются семьи, должники-отцы выплачивают алименты, дети-сироты получают квартиры, предусмотренные законодательством. К сожалению, мы мало используем свою законодательную инициативу - зачастую на это не хватает времени и кадров. Недавно мы обратились к федеральному омбудсмену по вопросу обеспечения лекарственными средствами лиц с орфанными заболеваниями. Вместе с нами ходатайствовали и другие ведомства, и список этих заболеваний был расширен.