Об этом и многом другом в редакции «Казанских ведомостей» рассказал заместитель председателя правления республиканской общественной организации клуба любителей исторической техники «Авторетроклуб-21» Риф Яруллин.
Экскурс в прошлое

- Когда в России появились автомобили?
- Впервые в России автомобиль появился 1891 году. Купил его в Париже главный редактор газеты «Одесский листок» Навроцкий. В 1895 - 1896 годах по Санкт-Петербургу и Москве разъезжало уже по 10 - 15 автомобилей иностранного производства.

Машины это были очень дорогие, доступные только богатым людям. А в 1901 году торговый дом Его Императорского Величества «Победа» закупил партию из 40 автомобилей для внутреннего рынка. Каждый из них стоил около тысячи рублей, в розницу - вдвое дороже.

- А первый автомобиль в Казани?
- Существует ошибочное мнение, будто первый автомобиль в Казани появился в 1912 году. Однако заметка в газете «Казанский телеграф» говорит о том, что первый автомобиль в Казани появился 15 апреля 1903 года. Вот ее текст:
«Большую сенсацию среди публики вызвал появившийся третьего дня на казанских улицах автомобиль. Автомобиль проехал по Черноозерской улице, по Рыбнорядской и по Вознесенской. И на этой улице остановился в доме Николаи. Проходивший автомобиль привлек массу любопытной публики, бежавшей за экипажем. Как оказалось, автомобиль принадлежал землевладельцу Казим-Беку и находился постоянно в его имении».

- Речь идет о Николае Александровиче из знаменитого казанского рода Казим-Беков. Если называть улицы их современными именами, то автомобиль проехал по улице Дзержинского вдоль Черного озера, дальше повернул на улицу Пушкина, проехал площадь Тукая и свернул на улицу Островского. Дом, у которого он остановился, принадлежал врачу Рудольфу Федоровичу Николаи, который с 1903 по 1906 год, говоря современным языком, являлся мэром Казани.

- Какой марки был тот автомобиль?
- Он был произведен бельгийским заводом «FN», более известным стрелковым оружием. Судя по всему, эта машина была одной из тех сорока, что были закуплены в Санкт-Петербург. Характеристики этого автомобиля по современным меркам не впечатляют: 3,5 лошадиные силы, скорость около 15 - 18 километров в час.

- Какое знаковое событие в истории автомобиля вы бы выделили особенно?
- Долгое время автомобиль не воспринимался как массовое средство передвижения. Было необходимо событие, которое продемонстрировало бы всему миру, что за автомобилями будущее. В 1907 году французская газета «Матеэн» организовала международный автопробег «Пекин - Париж», установив приз в 100 тысяч франков победителю. Отозвалось всего 5 экипажей. Победил итальянский автомобиль «Итала», управляемый князем Боргезе. А подробности об этой гонке мировой общественности стали известны благодаря журналисту Луиджи Барзини, который отправился в пробег пассажиром.

- Маршрут проходил и через Казань?
- Да, причем стоит заметить, что Казань произвела положительное впечатление на участников пробега. Это было одно из немногих мест в России, где было отмечено хорошее качество дорог, а именно участок пути от современных Куркачей.

Неудивительно - он был мощеным по европейским стандартам, к тому же платным. Автомобилист должен был заплатить за проезд 25 копеек, с гужевой повозки взималась плата в 5 копеек, с велосипедиста - 3 копейки. Крестьяне обычно объезжали платные дороги, пользуясь грунтовыми, чтобы не платить.

- А в нашем регионе проводились собственные автопробеги?
- В 1913-м было задумано автобусное движение между Казанью и Чистополем. И для того чтобы доказать возможность автомобилей проехать по зимним дорогам, был организован местный автопробег «Казань - Шураны», состоявшийся 2 января 1914 года. Маршрут пролегал по дороге, укатанной крестьянскими санями. Машины прекрасно себя показали, некоторые из них разгонялись до 80 километров в час. Затем 22 февраля состоялся второй, более массовый заезд. Организатором обоих автопробегов выступил один из первых автоактивистов Д.П.Арцебашев.

Дела наших дней

- Как появился ваш автоклуб?
- Я с товарищами на общественных началах создал клуб «Автомотоветеран» в 1983 году. Клуб просуществовал почти 10 лет, но в 90-е денег на его поддержку попросту не было. В 2006 году новое дыхание в движение вдохнул Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин. Тогда в местных СМИ появилось предложение откликнуться владельцев «ГАЗ-21». Естественно возник вопрос, а почему только двадцать первая «Волга»? Я предложил собрать владельцев и других ретроавтомобилей. Тогда 19 июля 2006 года был создан «Авторетроклуб «ГАЗ-21», меня выбрали его исполнительным директором, а Фарида Хайрулловича - президентом клуба.

- Чем должны заниматься члены клуба?
- Первоочередная задача клуба - поиск, находка и реставрация уникальных автомобилей. Также мы организуем автопробеги, посвященные различным событиям в городе и республике. В обязательном порядке наряду с военной техникой мы принимаем участие в Параде Победы. На площадках различных мероприятий мы устраиваем выставки, на которых желающие могут познакомиться со старинными автомобилями. Обязательной является работа с молодежью по популяризации истории автомобиля.

- Сколько старинных автомобилей находится во владении казанских коллекционеров?
- Около 70 моделей. Самая старая -1919 года, «Жестянка Лизи» - Ford T Генри Форда, знаменитый первый конвейерный автомобиль. Прежде каждый автомобиль собирался индивидуально. Есть в татарстанских коллекциях и другие «Форды», собранные в двадцатых и сороковых десятилетиях прошлого века. Если говорить о европейских автомобилях, то это различные марки «Мерседес Бенц», «Опель», «Татра». Много есть военной техники.

- А что с отечественными авто?
- В первую очередь, это «ГАЗ-АА» - прославленная «полуторка» времен Второй мировой войны, в Казани таких три. Грузоподъемность ее, как следует из названия, составляет полторы тонны, но в военные годы на ней возили и по две, и даже по две с половиной. Среди легковых автомобилей я бы выделил «ГАЗ-А» довоенного производства, а также «М-1», на которой, среди прочих, ездили сотрудники НКВД. К слову, я владею последней моделью эмки - «ГАЗ 11-73». Другие заметные машины: «Чайки», «ЗИМы», «Победы», «Москвичи», «Волги».

- Наверняка ваши машины часто снимаются в кино...
- Да, нас часто привлекают к сотрудничеству при съемках. Так, недавно автомобили членов нашего клуба, в том числе и мой, поучаствовали в съемках экранизации романа «Зулейха открывает глаза». К сожалению, из-за того, что старинную технику в хорошем состоянии бывает очень нелегко найти, киношники часто привирают, используя технику, не соответствующую эпохе. Например, когда маршал Жуков в 1941 году едет на автомобиле «ГАЗ-67», который начал производиться только 1943 году.

- Есть ли среди членов клуба «ГАЗ-21» владельцы нескольких автомобилей?
- Да, есть настоящие коллекционеры, владеющие десятками автомобилей. Это настоящие фанаты автомобильного дела. Но большинство членов клуба - владельцы одного автомобиля, принадлежащего их семье десятилетия.

- Сколько может стоить ретроавтомобиль?
- Цены договорные, можно сказать, что от нуля до бесконечности. Старый автомобиль в плохом состоянии могут продать всего за несколько тысяч рублей. Такие машины нередко целенаправленно скупают мастерские, специализирующиеся на восстановлении старой техники. Иногда покупаются две машины, чтобы собрать из них одну рабочую. После ремонта такой автомобиль продается уже за совсем другие деньги - от нескольких сотен тысяч и более. Цена также сильно зависит от того, эксплуатировалась ли техника в последние годы - если машина простаивала несколько лет, то и ее цена значительно падает, ведь автомобиль должен работать, все детали двигаться и смазываться.

- Сложно поддерживать автомобиль в хорошем состоянии в течение стольких лет?
- Конечно, требуются соответствующие условия для хранения, тщательного ухода за машиной. Впрочем, если с автомобилем обращаются должным образом, он может служить много лет.

- В реставрации автомобилей используются только оригинальные запчасти?
- Конечно, есть реставраторы ретроавтомобилей, занимающиеся поиском родных запчастей, что в итоге повышает цену автомобиля. Но существуют и мастерские, производящие современные копии, так называемые новоделы, неотличимые от оригинала. Я не вижу в этом проблемы, особенно в случаях с подшипниками и деталями, работающими внутри агрегатов.

- Приятно выставлять свои автомобили напоказ?
- Признаться, многие коллекционеры не любят этого делать, и на то есть причины. Любопытным людям часто бывает мало посмотреть на автомобиль, его непременно нужно потрогать. При этом обращаются с ним неаккуратно - ломают ручки, царапают кузов, пачкают обивку салона, не задумываясь, что ремонт хозяину влетит в копеечку. А самое обидное, что стоит сделать замечание, как в ответ получаешь грубость. Конечно, наш клуб выставляет свои автомобили, чтобы люди могли прикоснуться к истории. И все же, хотелось бы, чтобы зрители относились к ним с должной бережностью и уважением к старине.