Чаще всего несовершеннолетние идут на преступления против собственности, а именно на кражи и грабежи: в 2018 году выявлено 145 фактов кражи и 38 случаев грабежа, а за 6 месяцев 2019 года подростками совершено 79 краж и 18 грабежей. Психологи называют это подростковым деструктивным поведением.

Проблема подростковой деструкции становится в наши дни одной из наиболее актуальных. О том, как предупредить различные формы отклоняющегося поведения у детей, и о роли семьи в данном процессе беседуем с начальником отдела психологического сопровождения Министерства по делам молодежи РТ Верой Герасимовой.
Что такое деструктивное поведение

- Вера Вадимовна, что мы называем деструктивным поведением и почему оно возникает?
- Это любые проявления внутренней активности, направленные на уничтожение чего-либо. Разрушения охватывают все сферы: социализацию, здоровье, взаимоотношения. Деструктивная деятельность может иметь внешние проявления, такие как вандализм, жестокость к животным и людям и так далее. И внутренние, например, алкоголизм, наркотическая зависимость, попытки самоубийства и прочее. Деструктивное поведение - включение своеобразных защитных механизмов человеческой психики, в результате чего происходит отождествление себя с агрессивным окружением, неблагоприятной средой. Первыми тревожными сигналами тяготения вашего ребенка к деструктивным поступкам станут замкнутость и отрешенность. Впоследствии проявит себя повышенная возбудимость, переходящая в неприкрытую агрессию.

- В чем основная причина развития деструкций в подростковом возрасте?
- Детям не хватает настоящего общения! Большой вопрос, что покажет нам поколение, находящееся сейчас в возрасте от двух до семи лет. Гаджеты заменяют им все. Перемотаем пленку времени лет на 30 назад. Как родители водили своего ребенка в садик? Малыш всегда шел рядом. Его держали за руку. Обязательно обсуждались какие-то темы. Просыпался добрый философский настрой. Современные дети едут в садик на машине или общественном транспорте. В автомобиле ребенок вообще находится позади родителей. Как можно понять, что тебя слушают и слышат, если взгляды мамы и папы обращены не в твою сторону и ты видишь лишь их спины?
Воспроизведем семейный праздник советской эпохи. В нем принимали участие представители всех поколений. Было совместное пение, соблюдение определенных традиций. Любое разделение участников торжества на отдельные группы являлось кратковременным. В наши дни родителей во время мероприятий подменяют аниматоры. Старшее и младшее поколения разведены на разные уровни общения.
Необходимо выстраивать конструктивный диалог, а не создавать видимость общения. Чем больше деструкций было в вашей семье, тем выше вероятность того, что в следующем поколении разрушений станет еще больше.

Что может семья 

- Какова роль семьи в борьбе с деструкцией подростков?
- Безусловно, существенная. Но, к сожалению, в нашей стране сложилось так, что направляющая роль в формировании личности отводится матери. Многие папы самоустраняются. Некоторые делают это буквально. А кое-кто откупается различными подарками, полагая, что для ребенка этих подношений достаточно. Есть и те, кто склонен ко временному пропаданию, например, входит в запой или ездит в командировки.

- А какая, по-вашему, идеальная семья?
- Идеальная семья - это когда у ребенка есть и мама, и папа. Мама любит ребенка безоценочной любовью. Малыш чувствует себя желанным. У него возникает естественная потребность развиваться. При этом дитя понимает, что имеет право допускать ошибки. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Мама всегда поддержит. Роль хорошего отца заключается в том, чтобы помочь ребенку исправить оплошность. Родитель объяснит, почему возникли те или иные просчеты и что делать, чтобы недоразумения не повторялись. Именно папа является своего рода социальным регулятором для детей.

- Неужели нет никаких шансов воспитать достойного человека в неполной семье?
- Если семья является неполной или полной, но мама в ней берет на себя роль лидера, то ребенок, в сущности, теряет и мать, и отца. Отсюда вытекает ощущение одиночества. Конечно, и в неполной семье можно воспитать достойного человека.

Обратимся, например, к ситуации, сложившейся в нашей стране после Великой Отечественной войны. Сколько женщин поднимали детей самостоятельно! И выросло прекрасное поколение. Но к малышам было особое отношение. В каждом ребенке в первую очередь видели личность. А что мы наблюдаем сейчас? С детьми зачастую обращаются как с вещью.
Восполнить дефицит отцовского внимания помогут ближайшие родственники мужского пола. Общение с дедушкой или братом частично компенсирует отсутствие папы в семье.

Ошибки родителей

- Каковы, на ваш взгляд, главные ошибки родителей?
- Родители либо много ребенку позволяют, либо много от него требуют. Полная свобода в отношении детей, равно как и их чрезмерная опека, чревата серьезными нарушениями в поведении, системе ценностей у ребенка. Ожидания родителей и предъявляемые требования к дочери или сыну важно соотносить с их возрастными и индивидуальными особенностями развития.

В ситуации, когда ребенок предоставлен сам себе, он сталкивается с задачами, которые не в силах решить самостоятельно. В результате у него формируется комплекс неполноценности, утрачивается вера в себя. Он становится индивидом, который уходит от ответственности.

Когда малыша чересчур любят, тоже нет ничего хорошего. Мне часто приходится общаться с подростками 15 - 16 лет. На мой вопрос «Кем вы являетесь в семье?» 99% ребят отвечают: «Я - ребенок». А какая разница между ребенком и сыном или дочерью? Безусловно, в наличии прав и обязанностей. Ребенку можно все. Ограничения и правила им не осознаны. Возникает чувство вседозволенности, отсутствует чувство долга. Своей чрезмерной любовью мы формируем личность потребителя - того, кто ни при каких обстоятельствах не насыщается.

У воспитанного человека сформирована система общечеловеческих ценностей. Он бережет свою жизнь и жизнь других людей, берет на себя ответственность за свои поступки. В случае, когда знания расходятся с ценностями, возникает разобщенность.

Как справиться с ситуацией

- С чего начать родителям, задумывающимся о воспитании?
- Главное, объяснить детям, что жизнь - это высшая ценность. Необходимо ценить каждую прожитую минуту. Я часто сталкиваюсь с тем, что дети считают деньги основным источником счастья. Это убеждение навязывается родителями, а также СМИ и современным социумом. Никто, например, не заставляет родителей оформлять кредит и покупать первокласснику дорогой сотовый телефон. А ребенок, получая в подарок престижный мобильник, воображает, что вместе с ним повышает свой статус в коллективе сверстников.

- Как же предупредить разрушительное поведение ребенка?
- Дети - зеркальное отражение родителей. Начните с себя. Осознайте собственные роли и идеалы: какой вы человек, родитель, профессионал? Примите ребенка. Общайтесь и взаимодействуйте с ним как с полноправным представителем социума. И главное, старайтесь проводить время с детьми не количественно, а качественно. Заведите традицию собираться вместе и обсуждать итоги дня. Делитесь успехами и неудачами. Минут 15 - 20 такого общения в сутки - и вы станете ближе друг другу.

Анализируйте поступки и учите детей ставить цели... На неделю, месяц, год. Формируйте определенные правила, необходимые для гармоничного сосуществования. Например, пусть ребенок звонит родителям, если задерживается в школе. Объясните сыну или дочери, что такие звонки не попытка контролировать, а проявление заботы по отношению к матери, которая волнуется за свое дитя. Тогда отношения станут прозрачными.

- Что делать родителям, которые не справляются со своими детьми и когда кажется, что момент уже упущен?
- Упущен - это когда одного из участников общения уже нет в этом мире. Вопрос в том, почему они не справляются. Здесь возможны два варианта. Первый - высокая производственная занятость родителей. Выход из ситуации - грамотно организовать свободное время ребенка. Определите с ним, где и чем ему интересно заниматься, в каком кружке или спортивной секции. Запланируйте совместный отдых. Используйте для плодотворного общения каждую свободную минуту. Ограничьте по времени свое и его нахождение в социальных сетях, перед телевизором. Второй причиной того, что родители теряют детей, часто становится то, что взрослые сами уходят в позицию ребенка. Они предпочитают переложить ответственность на кого-то другого и ни за что не отвечать самим. В этом случае необходимо много работать над собой. Принимайте решения и не бойтесь трудностей. Пообщайтесь с учителями. Обратитесь к квалифицированному психологу. Понаблюдайте за тем, как ведет себя ребенок с другими людьми. Развивайтесь вместе с детьми и достигайте гармонии в отношениях.