О том, как долго может длиться адаптация детей к коллективу, и о том, что главное в профессии дошкольного педагога, «КВ» беседуют с директором частного детского сада Фирдаус Миннегалиевой.

- Фирдаус Гаязовна, к сожалению, наблюдать подобную ситуацию в начале учебного года можно повсеместно...
- Да, в детских садах стали появляться ясельные группы, и мамочки хотят поскорее выйти на работу. Если женщина принимает решение выйти на работу, когда ребенку исполнилось полтора года, она прежде всего должна сама быть эмоционально готова к расставанию с ребенком на весь день. Психологическое тревожное состояние мамы однозначно передается ребенку. Некоторые родительницы слепо следуют примеру подруг, рано отдающих детей в садик. Мол, у ее малыша адаптация прошла успешно, и у нас будет так же. Но дети все разные. Один ребенок может год просидеть на коленях у воспитателя и через каждые 15 минут вспоминать маму, другой быстро адаптируется. Хорошо, если воспитатель сможет носить и успокаивать весь день ваше чадо, при этом уделяя достаточно внимания остальным детям. Как правило, с одним воспитателем в группе это невозможно. Я сама сторонница того, чтобы мамы сидели с детьми дома до трех лет. У меня их четверо, и с каждым я сидела до этого возраста. Потому что дети до трех лет особенно нуждаются в тактильном контакте с мамой, им требуется больше внимания, ласки. Часто они еще не самостоятельны, не могут себя обслуживать. А если уж мама решилась на то, чтобы отдать ребенка в детсад пораньше, значит, надо настраивать малыша: мол, мама скоро пойдет на работу, а ты пойдешь в детсад, где тебе будет интересно, весело.

- С другой стороны, мамы хотят пораньше отдать ребенка в детсад, потому что там с ним будут заниматься профессиональные педагоги, он приобретет новые знания и умения.
- Да, дети впитывают новые знания как губки. Но тактильный контакт с мамой важнее. Да, в детсаду мы носим каждого ребенка на руках, если это необходимо, каждого укладываем спать, обнимаем, гладим. Но малышу нужны именно мамины объятия. В то же время так трогательно смотреть, когда дети, приходя в детсад, бегут к воспитателю как к родному человеку. Самое главное в профессии педагога - любовь к детям. И они это очень тонко чувствуют. Мой первый вопрос при приеме на работу: «Любите ли вы детей?» Да, сейчас очень важно, чтобы воспитатель владел компьютером, умел работать с интерактивной доской, проводить презентации. С молодыми воспитателями работать очень интересно - с одной стороны, владеют компьютерной грамотностью, с другой - могут скакать, ползать, прыгать вместе с детьми. Возрастные педагоги в этом плане им проигрывают, но зато у них за плечами большой опыт работы.

- Для быстрой адаптации к детсаду важно соблюдение режима дня?
- Конечно. Когда мама сидит дома, ей удобно, что ребенок засыпает в то время, когда захочет. Но когда родители начинают готовить ребенка в детсад, нужно постепенно приучать его к режиму. Подъем - в семь - полвосьмого, потому что в 8.30 - завтрак, а в 9 часов в детсаду начинаются занятия. Бывает и так. Родители сразу предупреждают, что смогут приводить ребенка только к полодиннадцатому. Потому что чадо не привыкло рано ложиться спать и просыпается только к 10 утра. А в детсаду к этому времени уже и занятия закончились, идет прогулка и подготовка к обеду, через два часа - дневной сон. Естественно, что недавно проснувшийся ребенок не захочет спать во время тихого часа, но утомится ближе к 5 вечера, когда у других ребят начнется активная деятельность... Родителям надо понимать, что и в муниципальном, и частном детсаду единые требования к организационно-режимным моментам.

- Когда лучше начать водить ребенка в детсад?
- Новые группы обычно открываются в августе. На улице еще, как правило, тепло, солнечно, нет слякоти. Ребята много времени проводят на прогулке, где легче переживают разлуку с мамой, увлекаясь совместными играми. Сентябрь проигрывает в плане начала посещения детсада, потому что к этому времени многие возвращаются с отдыха - из деревни, с моря, из-за границы... Число посещающих группу детей одновременно увеличивается в 2 - 3 раза. Хорошо, если погода в сентябре балует теплом. Если холодно, дожди и начинается сезон простуд, то, скорее всего, малыши заболеют в первую очередь: на фоне адаптации иммунитет стремительно падает.

- Специалисты по дошкольному воспитанию утверждают, что самый правильный режим и питание - это в детсаду.
- Безусловно! С какими только запросами не приходят родители! Кто-то говорит, что его ребенок на безглютеновой диете, кто-то не ест мяса, рыбу и не переносит молоко... Например, сейчас очень много ребят страдают аллергией. Я думаю, это связано с экологией и нездоровым питанием. Когда родители приносят списки того, на что у ребенка аллергия, мне проще написать те продукты, на что аллергии нет. К удивлению, распространенной стала аллергия на яблоки. Конечно, для аллергиков в детсаду должны готовить отдельно. Если ребенку не нравится продукт, то не надо заставлять его это есть. Например, в нашем детсаду есть мальчик, который не любит картофельное пюре. Он лучше две порции супа съест вместо картошки, и сделает это с удовольствием! Все дети любят макароны, но каждый день невозможно же ими кормить. Бывает, что мы идем на уступки родителям, приносящим еду для своего ребенка из дома. И что получается: вместо полезной детсадовской каши с маслом и булочкой с сыром малыш ест бутерброды... с колбасой. Вряд ли этот бутерброд с консервантами принесет больше пользы детскому организму, чем каша на молоке.

- Но есть же и «несадиковские» дети, например, часто болеющие...
- Такой ребенок до школы сидит с няней или бабушкой. Но если няня еще как-то развивает ребенка, то для бабушки важнее всего, чтобы чадо было накормлено, одето, обуто, на прогулке не испачкалось в грязи, не упало, не заболело... Постоянные запреты «Не упади!», «Не бегай!», «Не шуми!» рождают кучу комплексов. Представьте, как тяжело такому ребенку будет в школе. Не имея навыка адаптации в коллективе, первоклассник элементарно боится выйти к доске, ответить учительнице на вопрос. А вдруг засмеют, думает он. Только похвала за малейшие достижения и поддержка педагога помогут ребенку в этой ситуации.

- Другая крайность родителей - загрузить ребенка по максимуму дополнительными занятиями.
- Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте - это игра. Ведь даже занятие физкультурой дети воспринимают как занятие. А дашь им 5 минут свободного времени - и у них столько радости! Дети сейчас перегружены занятиями, особенно в подготовительной группе. Требования школ нынче такие, что к первому классу ребенок должен бегло читать, писать, вот и приходится заниматься этим в детсаду. А вообще-то это задачи школы. Не успел ребенок пойти в первый класс, как у него из комнаты убирают все игрушки. В первом классе тем более не надо загружать ребенка дополнительными секциями и кружками. Можно выбрать одно направление - например, пусть занимается гимнастикой или хореографией. В любом случае у ребенка должно быть время на игру.

- Дошколятам очень нравится играть в гаджеты...
- Это бич нашего времени. С сожалением наблюдаю, как мама, гуляя с полуторагодовалым ребенком в коляске, ставит гаджет на специальную подставку. И вот ее малыш во время прогулки смотрит мультики. Сидит спокойно, не плачет - что еще надо маме? А как же наблюдение за красотой природы, шелестом деревьев, пением птиц? Золотая осень - это самая чудесная пора. Какого только разноцветья листьев не встретишь в это время в природе! Обидно, что дети, упершись в телефоны и планшеты, совсем не видят окружающей красоты...