- У нашего спектакля очень интересная судьба. Много лет назад мы с выдающимся дирижером Фуатом Мансуровым задумали восстановить эпическую оперу Назиба Жиганова «Тюляк». Фуат Шакирович начал делать редакцию этого произведения, но, к сожалению, завершить работу не успел. В 2017 году оперная студия вернулась к идее постановки оперы. Премьера в ГБКЗ имени С.Сайдашева стала посвящением Назибу Жиганову и Фуату Мансурову, - рассказала профессор Казанской государственной консерватории имени Н.Г.Жиганова, заведующая кафедрой музыкального театра, художественный руководитель оперной студии консерватории Альфия Заппарова. 

- Альфия Ибрагимовна, что было самым сложным в работе?
- «Тюляк» - масштабная опера. Но у нас нет возможности сделать спектакль с большими массовыми сценами, декорациями. Перенести оперу на камерную сцену - сложная задача. Режиссер-постановщик спектакля - выпускник ГИТИСа Евгений Артамонов очень бережно отнесся к первоисточнику, чтобы при этом сохранить главные сюжетные линии, показать всех героев. 
Такие спектакли - отличная творческая лаборатория и мощная профессиональная школа для вокалистов. Здесь главное - рассказать историю голосом, умение через голос показать образ своего героя. Для этого необходимо не только вокальное, но и актерское мастерство. Если говорить об оперной классике Назиба Жиганова, то на опере «Алтынчеч», которую мы поставили в 2011 году, выросли ныне известные певцы Рузиль Гатин, Илюса Хузина, Филюс Кагиров, Айгуль Хайри, Артур и Эльза Исламовы. Сейчас они поют в оперных театрах России, Италии, Германии. Новое поколение солистов «Тюляка» тоже достойно уважения. Айгуль Гардисламова, Сюмбель Киямова, Ильгиз Мухутдинов, Ильнар Давлетшин, Руслан Закиров, Айрат Ганиев, Айдар Гильмутдинов - все они могут петь и оперетту, и русскую и зарубежную оперную классику, и татарскую музыку.

- Вы уже несколько раз показывали спектакль на разных сценах: в Большом концертном зале имени Сайдашева, в Москве…
- Играем спектакль шестой раз. И каждый раз он меняется в зависимости от сцены. Площадки бывают разные, например, одна - три шага вправо, три шага влево, а другая размером с футбольное поле. И конечно, мизансцены приходится переделывать, приспосабливать к конкретной площадке. 

В 2018 году показывали «Тюляк» на сцене Театра «ГИТИС» в Москве. Показ национального спектакля имел большой успех и нашел горячий отклик у столичной публики. А в этом году в рамках международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз» исполнили оперу на набережной озера Кабан. Когда начинали, было еще светло, потом наступили летние сумерки, на набережной и в Старо-Татарской слободе включили освещение… Было очень красиво. Сама природа стала потрясающей декорацией для спектакля. И опера звучала совсем по-новому… Мы видели реакцию зрителей - они были поражены прекрасными голосами актеров, живым звучанием оркестра, танцами. 

- Все участники спектакля - востребованные музыканты. Как удалось собрать их вместе для участия в фестивале в Москве? 
- У всех участников проекта - вокалистов, артистов хора, танцоров и оркестрантов - напряженные графики учебы, репетиций, концертов, спектаклей. У многих началась горячая пора подготовки и участия в международных и всероссийских конкурсах. Некоторые наши солисты работают в театрах России и за рубежом. Но они нашли время, чтобы сыграть «Тюляк» в Москве. Спасибо большое и всей постановочной группе, дирижеру Ринату Халитову, концертмейстеру Ире Каримовой. А также огромная благодарность ректору Казанской консерватории Рубину Кабировичу Абдуллину и руководству фестиваля «Видеть музыку» за поддержку нашего проекта! 

В сюжете оперы «Тюляк» необычным образом переплетаются история и современность. Фантазия героев переносит нас в былые времена, на глазах зрителя оживает древняя булгарская легенда. В опере две сюжетные линии. Главная - история борьбы за ханский престол. Отважный юноша готов пожертвовать личным счастьем ради спасения своего народа. В основу фантастической линии легла древняя легенда о Тюляке и русалке Су-Слу. Музыка Назиба Жиганова погружает зрителей в мир сказок и мудрых легенд.