Александр ФИЛИППЕНКО: ...и дальше я автомат из рук не выпускал

В минувшее воскресенье гостем Клуба друзей кино Молодежного центра «Ак Барс» был Александр ФИЛИППЕНКО, который представил казанцам свой моноспектакль «Как жаль, что вас не было с нами». У читателей «Казанских ведомостей» была уникальная возможность пообщаться по телефону с любимым актером. Звонков было много, и Александр Георгиевич отвечал на вопросы читателей нашей газеты почти на полчаса дольше, чем было запланировано. Некоторые, услышав жизнерадостное и немного лукавое «Аллёу-у, Филиппенко слушает!», терялись и забывали представляться, но свои вопросы все-таки задавали.

news_top_970_100

- Добрый день, Александр Георгиевич, вы в Казани уже во второй раз?

- Что вы, наверное, в двадцать второй!

- Я хотел у вас спросить, почему у нас стало так мало артистов-чтецов, которые несут со сцены художественное слово?

- Скажем так: это продукт в наших рыночных условиях очень сложно продаваемый. Но что удивительно, сейчас в филармониях восстанавливаются чтецкие отделы. В Москве, в зале Чайковского, возрождаются детские абонементы, в которых будут участвовать Светлана Крючкова, Алла Демидова, Татьяна Доронина, Павел Любимцев и я. Надеюсь, зрители пойдут на наши программы.

- А вот если бы в афише были заявлены Гоша Куценко или Сергей Безруков, то зал точно был бы полный...

- И это правильно. Они модные актеры. Это как раз рыночный механизм в действии.

Я должен сказать, что фильм «Сергей Есенин», где главную роль сыграл Безруков, мне не понравился. В свое время я сам делал программу «Есенин без женщин». Представляете, я лысый (!) играл и читал лирику Есенина! Новая экранизация «Золотого теленка», кстати, тоже оставила ужасное ощущение. Понимаете, там нет никакой любви к тексту и произведению. Но это новое молодежное явление. Что тут поделать... И самое интересное, что жаловаться на это нельзя. С этим надо считаться. Мы каждую секунду участвуем в истории, но осознать это довольно сложно. Поток жизни не останавливается. И у человека есть всего два варианта: либо ты хочешь участвовать в этом потоке, либо сиди на пригорке, грейся на солнышке и наблюдай, как жизнь течет мимо тебя.

- А реально ли культуре, искусству выжить в этих самых рыночных условиях?

- Культура и искусство перешли в сферу об-слу-жи-ва-ния. А раньше они были идеологическим инструментом, хотя денег на культуру не хватало никогда. Наше государство решает задачку первого класса. Вот, допустим, передо мной восемь человек, а у меня три яблока и пять груш. Вопрос: как мне их поделить на всех, да так, чтобы никого не обидеть? А вы в это время спорите о вкусе ананаса... Это сложный министерский вопрос... Спасибо вам большое за вопросы! Было очень приятно с вами поговорить.

- Это Фарида до вас дозвонилась. Александр Георгиевич, вы в театре как зритель давно были?

- Не так давно. Я стараюсь ходить в театры. Понравился мне спектакль с Чулпан Хаматовой «Голая пионерка», который я посмотрел совсем недавно. Это современная драматургия, знаковая вещь, новая.

- Сериалы часто ругают, но тем не менее зрители их смотрят, обсуждают. Вы тоже снялись в «Бедной Насте», «Адъютантах любви». Что, по-вашему, дают сериалы актеру, кроме денег и известности?

- Да ничего. Только деньги и известность. Мы же товар! Мы же на рынке! Актерская профессия по сути своей зависима. Мы зависим и от режиссера, и от зрителей - все от актера требуют: «Ну, есть у тебя новенькое чего-нибудь?» Если бы сериалы не были так востребованы зрителями, их бы не снимали. Здесь все просто: есть спрос - есть и предложение. Знаете, это как в старом анекдоте... На привозе старый еврей продает два мешка дерьма. Его спрашивают: «Ну зачем ты этим добром торгуешь?» А он отвечает: «Кому нужен хороший анализ, тот купит!»

- Меня зовут Елена, скажите, пожалуйста, вы помните свои самые первые роли в кино?

- Конечно! В 1969 году, когда у меня еще была буйная шевелюра, я играл простого советского паренька, а потом, кстати... О! Вы знаете, я снимался в фильме по роману классика татарской литературы Гарифа Ахунова «Клад», о возрождении «Татнефти». Я играл молодого татарина, который вернулся после войны. Мы снимали в Альметьевске. Потом я стал шевелюру терять, и возникла «Рожденная революцией», и дальше я автомат из рук не выпускал...

- Наш город вам понравился?

- Очень, очень. Тут фасады та-ак покрасили, та-ак красиво получилось... Казань стала веселым городом, вот что здорово! Не предполагал, что город ожил, что здесь такая бурная жизнь. Кстати, Молодежный центр, откуда мы сейчас ведем нашу прямую связь, тоже место историческое.

- Чем?

- Что вы! Он же в 80-е годы был знаменит на всю страну! Все знали, что в Казани есть прогрессивный МЦ, где выступали барды, звучал джаз и был замечательный Клуб друзей кино.

- Добрый день, Александр Георгиевич, это Людмила Чебурова. Я хотела бы узнать, как вы обычно отдыхаете?

- У нас в Ново-Переделкино есть часть дома, небольшой вишневый сад, яблони, и вот там, на травке, как-то вот так отдыхаю на природе, а рядом собачка моя бегает, йоркширский терьер замечательный. А еще дома у меня живет ханорик Ватрушка - помесь хорька и норки. Как звери не любят, когда я начинаю собирать свой портплед! Они уже знают: если я пакую чемодан, значит, уезжаю. Ложатся мне в ноги и не пускают: «Хватит, - говорят, - хватит уже! Наездился ты, Александр, лучше с нами поиграй!»

- У меня еще один вопрос: какой самый необычный подарок вы получали?

- Ой не знаю! А-а, вспомнил... Супруга мою фотографию отдала одной художнице, и та сделала портрет. Не просто портрет, а огромный парадный портрет, написанный маслом: я в костюме Павла I, рядом дочка тоже в историческом костюме. Что интересно, в сериале «Адъютанты любви» я снимался примерно в таком же виде. Но портрет был сделан до съемок.

- Здравствуйте, меня зовут Эльмира Мустафина. Александр Георгиевич, вы снимались в нескольких детективах, совсем недавно была премьера «Мастера и Маргариты», где сыграли роль Азазелло. Скажите, а в жизни у вас случались мистические или детективные ситуации?

- Ну, может, лучше сразу перейти ко второму вопросу, что о мистике много разговаривать? Понимаете, я Дева по гороскопу. Это очень реальный знак, земной, я бы даже сказал заземленный, хотя мистики в жизни каждого человека не может не быть... Например, предложение сниматься в фильме «Мастер и Маргарита» я получил на Патриарших прудах. Показывал этот уголок булгаковской Москвы своим друзьям, которые приехали ко мне в гости, а в это же время режиссер Владимир Бортко отбирал там натуру. До этого мы с ним не были знакомы. Он подошел ко мне и предложил сыграть Азазелло. Я, конечно, согласился, хотя у Азазелло всего две полноценные сцены. В основном он бьет, убивает, рвет и пугает. Сразу после премьеры фильма мне позвонил мой шестилетний внук Егорка: «Зачем ты убивал!» Егорке было неприятно, что деда так жестоко поступал с людьми, но я успокоил его, объяснил, что все это понарошку.

- Александр Георгиевич, это Лариса, талант дается от рождения или нарабатывается в течение жизни?

- И то и другое. Безусловно, божья искра от папы с мамой должна передаваться. И чтобы бабушки и дедушки были хорошие - это обязательно. Знаете, я сейчас Набокова вспомнил. Он говорил: «Балуйте, балуйте детей как можно больше. Вы же не знаете, что их ждет в будущем...»

- У меня очень активный ребенок, я просто не знаю, что с ним делать...

- И слава богу! Наверняка ваш ребенок талантлив. Сейчас много школ, центров развития творчества, клубов по интересам, надо только искать, пробовать. Знаете, как у Жванецкого: если не очень хочешь - не очень получается. А вообще, дети - это не только радость, но и постоянные заботы, тревоги и огромная ответственность, в каком бы возрасте они ни были. Вот когда детей на пенсию отправим, тогда и отдохнем...

 

Подготовила
Ольга ИВАНЫЧЕВА

news_right_column_240_400
news_bot_970_100