- «Бег» отличается от многих других наших спектаклей - комедийных, легких, где много музыки, танцев. Мне захотелось сделать другой спектакль, где все жестко, страшно, горько и больно. Михаил Булгаков - один из любимых моих писателей, - рассказал художественный руководитель театра, режиссер-постановщик спектакля, народный артист России и Татарстана Александр Славутский. - «Бег» написан в форме снов. Для меня эта пьеса в первую очередь история о любви - любви к своей земле, своему дому, о невозможности жить вдали от родины. Ну не бывает человека без корней, без родины. Те, кто покидали Россию в те сложные времена, хотели вернуться. И если им это не удалось, то возвращаются их внуки, правнуки... И еще «Бег» - это история о любви человеческой, которая есть даже на войне. Именно любовь помогает главным героям - Серафиме и Голубкову - найти друг друга в этом хаосе, вернуться домой и снова обрести веру в жизнь.
Спектакль трудный для меня. С одной стороны, это фантасмагория, сон, а с другой - он наполнен конкретными реалиями революционного времени. Если пространство сцены решено условно, то костюмы точны до самых мелких деталей - рубахи, шинели, сапоги, женские платья, обувь периода Гражданской войны воссозданы предельно реалистично.
Народный артист РТ Илья Славутский в «Беге» исполняет роль генерала Григория Чарноты. За час до выхода на сцену он уже был в костюме своего героя:
- Чарнота - трагикомический образ. В нем много и юмора, и трагедии, и драмы, и лирики... Он многослойный, и я с радостью взялся за эту роль. Сложностей было немало. Во-первых, мой герой - военный. Надо понимать, что это определенная выправка, определенная походка. Костюм, конечно, помогает держать осанку, но его надо уметь носить. И я над этим серьезно работал. И то, что Чарнота - кавалерист, имеет значение: у кавалеристов особая манера держать себя, а при ходьбе он правой рукой делает отмашку.
Во-вторых, Чарнота - казак, и я придал ему донского говора. Делать это надо было мягко, деликатно. Мне очень помогло то, что юность я провел в Ростове-на-Дону и слышал эту речь. Все это вроде бы мелкие детали, подробности, и зрители, возможно, даже не обратят на них внимания, но из таких мелочей складывается образ.
Ощущениями от «Бега» и своего нового образа мы попросили поделиться исполнительницу главной женской роли - роли Серафимы - заслуженную артистку РТ Елену Ряшину:
- Сама тема «Бега» тяжелая - о том, как Гражданская война ломает судьбы людей. Вихрь революции закрутил абсолютно всех, и убежать от него невозможно. Ситуация такова, что в ней нет ни правых, ни виноватых. И можно понять каждого - и красного комиссара Баева, и Хлудова, и Чарноту, и Серафиму, которая уезжает из страны за мужем. Я за каждого переживаю, каждого понимаю... Играю, и у меня текут слезы... Когда работали над спектаклем, много думала: ну почему вот так получилось, что такие замечательные, талантливые, добрые люди остались на обочине жизни? В пьесе Хлудов стреляется. Его прототип генерал-лейтенант Яков Слащев вернулся в Россию, стал преподавателем стрелково-тактических курсов комсостава Красной армии. А в 1929 году он был убит в своей квартире.
Судьба прототипа генерала Чарноты - генерал-лейтенанта Сергея Улагая - сложилась более удачно. Он эмигрировал во Францию, в Марсель, и там организовал казачью цирковую труппу верховых наездников, с которой гастролировал по Европе и Америке. А ведь он был генерал! Смотришь на фотографии эти людей, чувствуешь, через что пришлось им пройти, и понимаешь: не дай бог оказаться в такой ситуации.
Несмотря на серьезность темы, в спектакле есть юмор, смешные моменты. И мы видим, что зрители смеются сквозь слезы. Это на самом деле дорогого стоит.