От головы идола до наследства купчихи и модного глэмпинга: зачем туристам ехать в Алексеевское

«Казанские ведомости» составляют маршруты по родному краю. Рассказываем, какие достопримечательности есть в Алексеевском районе Татарстана и где там можно отдохнуть.

news_top_970_100

В начале марта за городом совсем не календарные сугробы и ветер задувает снежком в лицо. Кама тоже все еще надежно укрыта зимним одеялом, но в Алеексеевском районе уже задумались о туристических потоках нового сезона. Так, например, открылась вторая очередь глэмпинга «Лебедино Эко-тур».

Снежный банан и закатные качели

Глэмпинг начинался с пяти разноцветных скандинавских домов. И яркие цвета оказались невольным маркетинговым ходом – их многие узнают, поскольку видели и запомнили фото в соцсетях. Сейчас глэмпинг дополнился еще шестью, тоже весьма фотогеничными зданиями – в форме буквы А, их еще называют дом-шалаш. Рассчитан каждый на четырех гостей. Наполнение – как в комфортных номерах апарт-отеля. Есть уголок для приготовления еды, удобная душевая, беспроводной интернет и доступ к стриминговым сервисам. На веранде домов уже ждут лета жаровни барбекю и уличные столы со стульями.

«Сейчас наш фонд увеличился до 44 койко-места. Рассчитываем, что к лету загрузим его на 100 % – как было в прошлом сезоне, – рассказывает один из руководителей глэмпинга Ильнур Гимадеев. – Правда, и сейчас в будни в этот несезон у нас уже занят один домик, а в выходные они забронированы на две недели вперед».

Шесть новых домиков глэмпинга «Лебедино» уже готовы к летнему сезону.

Зимой гости глэмпинга могут покататься снегоходах, даже на банане – известное развлечение морских курортов, но только на снегу, взять напрокат тюбинги и лыжи. В деревне рядом, рассказывают в глэмпинге, работает каток, а после можно отогреться в банях-бочках – они тоже тут есть.

«Летом планируем увезти бани-бочки поближе к воде, а к осени открыть тут полноценные банный комплекс. Летом также в планах поставить тут ресторан», – делится Гимадеев. Он отмечает, что у современных отдыхающих есть такой запрос. Хоть в домах и организовано все для приготовления пищи, они предпочитают общепит. Да и все больше тех, кто хотел бы проводить в подобных местах семейные торжества, отметить свадьбу.

Внутри дома – как номера апарт-отеля. 

Большая часть приезжающих сюда, показал прошлый сезон, – казанцы. Но заглядывают и туристы из соседних регионов, бывают также из Екатеринбурга и Москвы. Предприниматели также планируют вплотную заняться местным пляжем, облагородить его. Ведь в глэмпинге люди все же больше всего ценят то, что за стенами домов.

«Там у нас вон, на берегу – местная достопримечательность, – показывает Гимадеев на заснеженную Каму у глэмпинга, где видятся небольшие качели. – Прошлым летом все девушки на них фотографировались. Эта сторона у нас на закат выходит, получалось очень красиво. Кама и закат. Я тут детство провел, с тех лет места эти люблю. Наверное, поэтому решил и глэмпинг тут устроить».

Гостям глэмпинга доступны зимние развлечения.

Наследство купчихи Макарихи и «Ударницы»

Но Алексеевский район не только для тех, кто любит «зависнуть» на природе. Любознательным туристам однозначно стоит посмотреть фабрику художественного ткачества. Она работает в районе уже 95 лет, и это одно из двух оставшихся подобных предприятий в России, и туда можно съездить с экскурсией.

Первое впечатление от фабрики – очень громко. Ткут льняные и хлопковые полотна на деревянных ткацких станках 1927 года, мастерицы, работая, задействуют и руки, и ноги, потому что станки педальные. В ритмичном педалей, шуме от стука валиков и челноков рождаются полотна с неповторимыми узорами. Они идут на сувенирную продукцию, платья, салфетки, скатерти и полотенца, которые продаются тут же – в магазине при фабрике, а еще из этой ткани пошиты костюмы множества фольклорных коллективов.

На станках ткут, нажимая на педали ногами. 

«Наши ткани вы точно увидите на участницах фестиваля «Каравон», – говорит мастер Лилия Тарасова. – А вообще можно сказать, что фабрика ведет свое начало с предприятий купчихи Макарихи, она много чем тут владела и занималась. А в 1927 году была создана артель «Ударница». В августе прошлого года мы отметили 95 лет уже».

Макарихину, купчиху, которая собирала в своем доме крестьянок и учила их ткать и вязать, сама владела прядильным производством, по-свойски называют тут Макарихой. А вообще, до революции Алексеевское славилось именно ткаческим промыслом.

На фабрике ткачества задействуют станки 1927 года. 

По архивным документам 1910-х годов, расскажет позже в краеведческом музее завотделом исследовательской и культурно-образовательной работы Владислав Осянин, только в Алексеевском было больше 700 ткачих, при этом отмечалось, а в близлежащих селах и вовсе все женское население ими числилось. Сейчас в ткацком цехе работают лишь шесть женщин, у большинства стаж более 30 лет. На фабрике также открыт и швейный цех, который и занимается пошивом из производимых тканей.

И надо сказать, что редкий экскурсант, а тем более представительница прекрасного пола, сможет уйти с фабрики без покупки. Вот и увозят с собой полотенца, блузы да платья, сотканные по старинным технологиям и хранящие тепло женских рук.

Льняные полотенца фабрики ткачества в Алексеевском. 

Алексеевский Шалтай-Болтай и демидовское ядро

Экскурсии в Алексеевском, так уж получается, имеют свое звуковое сопровождение. И если на фабрике ткачества это стук станков, то далее в музее им может стать уютное с шипением пение старого патефона и звук колокола. Но обо всем по порядку.

Музей в Алексеевском открылся в 1987 году трудами местного ветерана-краеведа Виталия Абрамова, чье имя сейчас и носит. В его коллекции – более 17 тысяч предметов по истории края, этнографии, развитию местных ремесел и прикладного искусства.

Алексеевский Шалтай-Болтай, о назначении которого так пока никто и не догадался.  

Жемчужиной коллекции можно назвать голову идола, выточенную из песчаника древним мастером и обнаруженную в 60-х годах прошлого века. Возраст ее около 3‑5 тысяч лет. Голову алексеевского Шалтай-Болтая, а именно его напоминает скульптура с крупным носом и коническим верхом, тщательно проверяли на подлинность множество экспертов. А вот назначение этой фигуры в музее так и не узнали, поэтому называют ее головой идола лишь условно.

Также среди экспонатов особенно выделяют пушечное чугунное ядро весом в девять килограммов. Дело в том, что на нем есть клеймо в виде буквы «Д». А это говорит, что изготовлено оно на уральских литейных заводах горнопромышленников Демидовых.

Обстановка мещанского дома в краеведческом музее Алексеевского.

Для Алексеевского это историческая связь – село было основано в 1710 году графом Апраксиным, а впоследствии принадлежало долгое время Демидовым. Рядом с ядром в витрине лежит разбойничий кистень – Алексеевское, оказывается, было и разбойничьим краем.

«Техника старинная, ее надо беречь, поэтому мы не держим пружину скрученной, а ее завод требует времени, – Владислав Осянин крутит ручку патефона, чтобы запустить пластинку для гостей музея. – Это патефон примерно 40-х годов, к сожалению, точного года выпуска мы не нашли».

Для экскурсантов заведут патефон 40-х годов. 

Наконец, пластинка начинает крутится и из-под иголки с шипением льется мелодия. Группа экскурсии замирает, пытаясь разобрать слова песни. А потом экскурсанты пробуют на звук колокол в соседнем зале – он тоже старинный, остался от разрушенного в советские годы храма, возведенного в 18 веке.

В музее можно не просто пройтись по экспозиции, но и поучаствовать в мастер-классах. Детвора их любит и делает под руководством наставников куклы-столбушки, кстати, с обрезками ткани с фабрики ткачества, плетут птиц-счастье и соломенных лошадок.

Купола собора видны почти из каждой точки в Алексеевском. 

Постоять под колоколом

Колокольный звон – это то, с чем четко ассоциируется Алексеевское у многих. Потому что вот уже 20 лет тут неизменно проходит фестиваль «Алексеевский перезвоны», собирающий лучших звонарей из российских регионов и зарубежья. Поэтому еще одной точкой для любопытствующих туристов становится Воскресенский собор с его колокольней.

Расписывала собор в Алексеевском

московская художница Зоя Максимова в

течение шести лет. 

Выстроенный в форме ковчега, храм виден с любой точки села, да и проезжающие мимо видят его купола. Собор, построенный в начале двухтысячных, стал наследником трех старых храмов, которые ранее строили в селе. Первая – деревянная церковь появилась в 1712 году по прошению помещика, графа Апраксина.

«Храм наш расписывала художница Зоя Максимова с мужем. Это византийская роспись, очень кропотливая – каждая черточка выверена. На работу по храму ушло у художницы шесть лет. Она приехала из Москвы и жила у нас. И знаете, незадолго до нашего храма, она ослепла. Работала над росписью многих храмов, видела, как у нее получается, возгордилась, забыла, что талант ее от Бога. И вот три года ничего не видела. Но покаялась, поняла, что это за гордыню, и Бог простил ее. Зрение у нее вернулось», – рассказывает экскурсовод Галина Кривкина.

Звонарь Вокресенского собора Леонид Лебедев.

На колокольне собора для туристов проводят мастер-класс по звонарскому искусству. Тут расположены 12 колоколов – весом от шести килограммов до трех с лишним тонн, отлитых на Урале. Звонница собора играет настолько гармонично и слаженно, что настоятель храма решил делать тут фестиваль, чтобы колокола ее услышали как можно больше людей. Мастер-класс по звонарству преподает тут Леонид Лебедев. Над Алексеевским плывут его перезвоны.

А в конце он предлагает постоять под самым большим колоколом, закрыть глаза и послушать его и свои ощущения. Ударяет тихонечко, но долго еще в воздухе гудит пение колокола, растворяя тревоги и принося спокойствие.

Под большим колоколом Вокресенского собора.

news_right_column_240_400