Андрей Большаков: Поправки в Конституцию закрепят те механизмы, которые обеспечивают наше развитие

До голосования о внесении поправок в Конституцию РФ остались считанные дни. Несмотря на продолжительные дискуссии, у многих россиян еще есть вопросы по этой важной теме. Наиболее значимые из них редакция «КВ» задала Андрею Большакову - заведующему кафедрой конфликтологии ИСФНиМК, доктору политических наук, профессору, члену Общественной палаты РТ.

news_top_970_100

- Необходимы ли поправки в Конституцию и почему?

- Основной текст российской Конституции не менялся 27 лет. Тот текст, который принимался в далеком 1993 году, был призван завершить дестабилизирующий конфликт между российскими элитами, представляющими законодательную и исполнительную власть. Эта задача была полностью выполнена. С тех пор прошло более четверти века. Страна трансформировалась, изменились люди, которые в ней живут. Некоторые поправки уже были внесены в Конституцию до 2020 года, но масштабные перемены обходили Основной Закон государства стороной. В принципе и современные поправки не имеют своей целью переписать весь текст документа, но они значительны и многообразны. Эти поправки зафиксируют то состояние общества, в котором мы живем, закрепят те механизмы, которые обеспечивают наше дальнейшее развитие. Например, поправка о семье продемонстрирует то, что российское общество придерживается многовековых традиций человеческого общежития и не приемлет различного рода новаций, которые касаются перемены пола, мужского и женского начала в семье, воспитания детей и прочее. Подобные вещи характерны для ряда европейских и североамериканских стран, однако мы, как и многие другие общества современности, таких новаций не воспринимаем. 

- Почему они необходимы сейчас, в наше время?

- Несмотря на кризис в современном российском обществе, который был вызван коронавирусной пандемией, падением цен на энергоносители, спадом производства во всем мире, политическая система России остается устойчивой и стабильной. Ее надо преобразовать таким образом, чтобы люди зависели от институтов, а не институты от людей, которые занимают самые высокие должности в российском государстве. Поэтому Президент РФ и начал данную реформу, которая первоначально содержала политический блок поправок и блок социальный. Последний был направлен на то, чтобы поддержать россиян, рожающих и воспитывающих детей разных возрастов. К сожалению, коронавирусный кризис уничтожил некоторые результаты социальных вливаний правительства РФ в демографию страны, но даже он не смог изменить ситуацию, заключающуюся в том, что российская экономика научилась справляться с кризисными явлениями, а ее подъем в последние годы обеспечил необходимую финансовую безопасность в период пандемии. 

- Как и почему менялся состав поправок? 

- Первоначальный состав поправок, который был предложен Президентом РФ Владимиром Путиным, менялся в рамках широкого общественного обсуждения Конституции. Наиболее существенный вклад в их изменение внесла группа по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию. Не менее серьезные изменения были внесены депутатским корпусом при принятии совокупности поправок, которые теперь должны быть вынесены на голосование. Поправки вносились политическими партиями, другими общественными организациями, субъектами федерации, муниципальными образованиями. Были организованы общественные дискуссии по поправкам в Конституцию РФ. Так, например, в Татарстане обсуждение поправок проходило в Государственном Совете Республики Татарстан, Общественной палате РТ, Казанском федеральном университете, на других площадках. В первоначальном выступлении Путина 15 января не было поправок об упоминании Бога, недопустимости отчуждения части территории РФ, фиксирования статуса русского языка как языка государствообразующего народа и др.

- Так ли необходимо голосовать за них единым пакетом? 

- Вопрос на сегодняшний момент уже не правомерен. Решение принято, голосовать мы будем за поправки единым пакетом. Основная масса поправок в Конституцию касается политической системы России: федеративное устройство, местное самоуправление, изменение функций Президента, Федерального Собрания, правительства, судебной власти и прокуратуры (164 поправки). По всей видимости, именно эти диспропорции в пользу политического блока поправок и заставили наших законодателей объединить их в единый пакет (всего мы голосуем «за» или «против» по 206 поправкам).

- В чем причина болезненной реакции на изменения их оппонентов? 

- Негативную реакцию на поправки в Конституцию демонстрирует часть российского общества. Думаю, что это люди, которые сильно пострадали в рамках пандемии и экономического кризиса - потеряли работу, лишились бизнеса или значительной части постоянного дохода. Напомню, что любой недовольный может прийти на участок и проголосовать «против» или сделать это на дому, дистанционно… А вот болезненную реакцию на поправки демонстрирует несколько сотен оппозиционеров радикального толка, которые даже пожаловались в Совет Европы на содержание поправок. Видимо, экспертные структуры этой организации (Венецианская комиссия и пр.) должны запретить россиянам самим вносить изменения в Конституцию. Россия в этом плане приравнивается к стране Центральной Африки, которая не способна решить этот вопрос самостоятельно. Среди подобных радикалов достаточно мало молодых лиц, в основном это уже не раз отвергнутые российскими избирателями Л.Пономарев, В.Шейнис, В.Рыжков, В.Иноземцев, Л.Гозман и другие совсем не известные обычному человеку персоны. Это люди, которых давно выбросил за борт современный политический процесс, но они до сих пор мечтают навязать консервативному российскому обществу исключительно свои «либерально-западные» ценности. 

news_right_column_240_400