Саму по себе практику заключения соглашений ФАС не запрещает. Однако законодательство (ч. 9 ст. 35 ФЗ «О защите конкуренции») требует от участников рынка уведомлять антимонопольщиков о каждом подобном факте - дабы, в случае чего, наложить запрет на возможность монопольного сговора. Цена вопроса неприятно высока - штраф финансовой организации за неуведомление либо несвоевременное уведомление антимонопольного ведомства составляет для начала от 100 до 500 тыс. рублей и может перерасти во взыскание от 1 до 15% суммы выручки правонарушителя. Для должностных лиц в данном случае также предусмотрен штраф в пределах 17 - 20 тыс. рублей либо дисквалификация на срок до 3 лет. По данным, предоставленным отделом антимонопольного контроля УФАС РФ по РТ, за три месяца этого года взыскано 2 млн рублей штрафов и заведено 62 дела.
Спор, в отдельных случаях перерастающий в судебные тяжбы, сводится к тому, попадает ли характер заключенного соглашения под обязанность уведомления о нем ФАС или нет. Дело в том, что в законе есть исключения, не требующие уведомления ФАС. Это, в частности, соглашения между теми участниками рынка, кто имеет совокупную долю рынка менее 10% на территории РФ и менее 20% в регионе действия соглашения; договоры о предоставлении финансовых услуг и - главное - соглашения, заключаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности. Под характеристики общехозяйственных договоров, по мнению банков, и попадает большинство заключаемых соглашений. Кроме того, по словам Раисы Костягиной из отдела антимонопольного контроля ФАС, участники рынка любят ссылаться на долю рынка якобы ниже норматива. В случае, если доли рынка, по данным ФАС, и банков не совпадают, антимонопольная служба ссылается на официальную статистику.
У несогласных, как водится, диаметрально противоположная точка зрения. Так, начальник Управления судебной и налоговой практики одного инвестиционного банка уверен, что в их случае предметом соглашений является привлечение клиентов. «Для банка это обычная хозяйственная деятельность, направленная на совершение банковских операций. Например, в рамках заключаемых соглашений стороны обмениваются рекламно-информационными материалами, которые размещаются в помещениях, занимаемых сторонами, или на сайтах партнеров. Подобная форма сотрудничества осуществляется в процессе обычной хозяйственной деятельности финансовых организаций, и антимонопольный орган не требует уведомлять о наличии такой формы соглашения (согласно закону соглашения могут именоваться договоренностями, достигнутыми в устной или письменной форме)», - считает эксперт банка.
Впрочем, представители Управления ФАС по РТ полагают, что участники финансового рынка просто недопонимают смысл статьи З5 вышеупомянутого закона. Хотя журить нарушителей антимонопольщики не намерены, они, по словам замглавы УФАС РФ по РТ Олега Булгакова, всячески стараются сотрудничать с финансовыми организациями - ФСФР, Нацбанком РТ, республиканской банковской ассоциацией. Как сообщили эксперты ФАС, количество уведомлений на общефедеральном уровне выросло с внесением изменений в ст. 14.32 КоАП РФ, исключающую наказание компаний, добровольно отказывающихся от исполнения таких соглашений и сотрудничающих с ФАС, то есть по факту «явки с повинной». Тем не менее, по словам Булгакова, в настоящее время в Татарстане ни одна финансовая организация добровольно не уведомила ФАС о заключении соглашения.