Успех коллектива напрямую связан с именем главного тренера, который работает в Казани с 2001 года.
- Российский хоккей лет на 10 - 15 отстает от европейского. К сожалению, по моему представлению, те, кто отвечает за развитие хоккея на траве в стране, не совсем четко представляют пути, по которым нужно идти. В Татарстане прекрасное отношение к спорту, подход государственный. У меня замечательные условия для работы. Динамовцы пять раз были чемпионами России, будем в шестой, седьмой раз, но полного удовлетворения я как тренер не получу. Вижу, как нам приблизиться, встать вровень с лучшими европейскими командами, сборными стран, даже при наличии тех хоккеистов, которых мы сегодня имеем в России.
Но у нынешних тренеров сборной нет четкой концепции развития. Из 18 игроков национальной команды 12 представляют один клуб - из подмосковной Электростали. Однако в чемпионате страны они проигрывают нам, екатеринбуржцам. Получается, что мы обыгрываем сборную России? Это ненормально! Поймите меня правильно, это не сведение местнических счетов. Я россиянин, и у меня душа болит за российскую сборную. Что ж, остается догонять Европу на клубном уровне.
Хотя и в клубе не без проблем. Сейчас у нас или возрастные игроки, или очень молодые. Среднего звена нет. Чтобы через несколько лет сделать татарстанский хоккей конкурентоспособным в Европе, нужна хорошая молодежь. Но сДЮСШор работает не на должном уровне, не скажу, что совсем плохо, но не так, как того требуют реалии сегодняшнего дня. Спортшколы гонятся за результатами, натаскиванием подменяют планомерный учебно-тренировочный процесс.
Но я бы не хотел, чтобы у читателей сложилось впечатление, будто в хоккее на траве все плохо. Это, конечно, не так. Просто я, как максималист, больше говорю и думаю о нерешенных проблемах, чтобы, решив их, добиться еще лучшего результата.
В команде нормальная рабочая обстановка. В борьбе с главными конкурентами - «Динамо-Электросталь» и «Динамо» (Екатеринбург) - мы стремимся к шестому чемпионскому званию. Что касается Евролиги, то в наших планах пройти как минимум три раунда (всего их пять).
- Араик Арташевич, что на ваш взгляд, нужно, чтобы в течение нескольких лет оставаться бессменным лидером отечественного хоккея?
- Очень важен психологический контакт между тренером и игроками. Тренер должен быть требователен, но справедлив. Спортсмены всегда чувствуют, как наставник относится к порученному ему делу. Я преклоняюсь перед гением великого Анатолия Тарасова. Вот это был психолог! Расскажу вам пару случаев и из своей практики. В одном из принципиальных матчей чемпионата России мой игрок часто ошибался, нарушал тактическую дисциплину. Приходилось его менять, по ходу матча вновь выпускать на поле. Но он продолжал ошибаться, а в ошибках винил кого угодно, только не себя. После матча подошел ко мне с претензиями: «Хотите от меня избавиться, так сразу и скажите». «Остынь, - ответил ему я, - ты в команде восьмой год, мы с тобой вместе прошли огонь, воду и медные трубы. Я ценю тебя и люблю как игрока, всегда помню, сколько ты сделал для команды». И знаете, как здорово он отыграл следующий матч.
Сейчас в «Динамо» играет испанский легионер Хорхе Родригес. Что, мы не смогли бы обойтись без иностранца? Смогли бы. Но нам скоро играть в Европе. На примере Хорхе я говорю молодым игрокам: «Смотрите, за рубежом играют такие же люди, как вы. Нам по силам их обыгрывать. Но Родригес делает то-то и то-то чуть качественнее, чуть техничнее, чуть аккуратнее, чем вы. Учитесь, берите пример».
Тренеру нужно было идти на тренировку, пора заканчивать беседу, и мне подумалось вот о чем. Маргарян по понятным причинам не мог сказать о главном - для успеха команды нужен наставник, целиком отдающий себя любимому делу, живущий жизнью коллектива, который ведет за собой. «Для меня даже семья не на первом месте», - признался Араик Арташевич. А ведь для армян семейные ценности всегда были превалирующими. Но такова тренерская доля.