Ведь кукла - это отражение образа человека. Играя с ней, ребенок вкладывает в ее уста свои слова. С другой стороны, кукла становится для малыша образцом для подражания. С помощью этой игрушки у ребенка складываются понятия о хорошем и плохом, добром и злом, утверждают психологи.
В первые месяцы жизни подойдет любая имеющаяся в доме кукла. Вглядываясь в ее лицо, младенец узнает человеческий образ, отвечая улыбкой и радостным оживлением.
Во второй год жизни общение с куклой - это подражание маме. Ребенок кормит, купает, укладывает спать свою куклу. В этом возрасте хороши и большие куклы-младенцы и голыши. Нужны кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом. Не помешает и набор простой посуды. Для «еды» пригодятся желуди и каштаны. Одежда для куклы и застежка на ней должны быть простейшими.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов - ребенок становится творцом своего мира и режиссером событий. Наиболее органичны в этом возрасте маленькие куклы (подойдут даже матрешки) со всем своим кукольным хозяйством: домиком, кроватками, качелями, животными...
К 5 годам игра выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую. В играх участвуют не только сверстники, но и куклы. Хорошо, если они большие (от 25 до 50 см) и по внешнему виду близки к возрасту ребенка. Сейчас кукол нужно уже несколько. Причем как девочек, так и мальчиков. У них должен быть разнообразный гардероб, обувь и аксессуары: расчески, зеркальца, резинки для волос, сумочки. Желателен также шкаф или коробка-комод для кукольной одежды.
Около 6 - 7 лет девочки ощущают в себе потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств. Отсутствие возможности фантазировать и механическое нажатие на кнопки делает ребенка роботом.
Семи-восьмилетних девочек привлекают красивые фарфоровые интерьерные куклы. В этом возрасте дети умеют аккуратно обращаться с хрупкими предметами и им интересно шить для своих красавиц наряды. Но для наших младенцев все это будет потом.