Диагноз «глаукома» в Казани поставлен почти 11 тысячам пациентам. За прошлый год близорукость диагностировали у 8 тыс. детей до 14 лет, а также у 4 тыс. подростков. В Республиканскую клиническую офтальмологическую больница ежегодно обращается порядка 100 тыс. человек, еще 40 тыс. получают неотложную помощь. Об этом сообщили сегодня специалисты РКОБ им. проф. Е.В. Адамюка на пресс-конференции.
По словам заместитель главного врача РКОД Ильгиза Исмагилова, нередко к врачам татарстанцы обращаются с запущенным заболеванием, когда вылечить человека без оперативного вмешательства уже невозможно.
«Опухоль растет год, а он это замечает, когда глаз перестает видеть»
«Приходят люди, это не входит ни в какие рамки, опухоль в глазу растет в течение года, и они это замечают, когда глаз перестает видеть», - не скрывая негодования говорит заместитель главного врача РКОД по клинико-экспертной работе Ильгиз Исмагилов. - А опухоль с глазу очень страшное заболевание. Если вовремя не принять меры, это приводит к гибели человека от метастазов».
Исмагилов подчеркнул, что опухоль в глазу может быть как у взрослого человека, так и у ребенка.
«И у детей они [опухоли] диагностируются, не зря ведь требования такие, что первый месяц после рождения ребенка должен посмотреть офтальмолог. Если он что-то заподозрит, доктор порекомендует провести нужные исследования», - отметил он.
Среди факторов, способствующих тому, что люди не проверяют здоровье своих глаз, спикер отметил игнорирование осмотров.
«Любая опухоль развивается долговременно, скоротечность возникает на последних стадиях. Поэтому и существует проблема, что к нам обращаются очень поздно, потому что признаков никаких не возникает. В один день человек замечает, что начинает плохо видеть, опухоль возникает где-то на периферии. Пока опухоль дойдет до того места, где он пересечет лучи света тогда только человек заподозривает, что у него что-то плохо. Диагностировать, естественно, есть способы», - сказал он.
«Коварная» глаукома
По словам Елены Жиденко, занимающей пост заместителя главного врача по поликлинической части РКОБ, также для детей и взрослых характерно такое заболевание как глаукома.
«Вообще глаукома может быть как у взрослых, так и у детей. Это может быть и врожденная глаукома, это ведь группа заболеваний. Конечно, заболеванию могут быть подвержены все возрасты. Но наибольшее распространение у лиц старшего поколения. Это прямая связь с возрастом, это преклонный возраст. Распространённость у старших групп выше», - сказала она.
Жиденко отметила, что глаукома среди офтальмологов носит звание «коварного и беспринципного» заболевания.
«Мы [офтальмологи] все ее очень не любим, это коварное и беспринципное заболевание, которое очень сложно контролировать. Что касается первых признаков, то их может и не быть. Постоянное снижение зрения день ото дня может быть не заметным. Поэтому ждать здесь признаков, ловить первые ласточки не стоит. Этот тот случай, когда раз в год нужно обследоваться, проверять свое внутриглазное давление, проходить диспансеризацию, не игнорировать профосмотры, если они есть на предприятии. Это одна из тех болезней, которая не кричит в начале, когда есть что спасать и что беречь», - призвала она.
Опухоль не причиняет боли
Рассказала Жиденко и о численности пациентов, ежегодно обращающихся в РКОБ.
«За неотложной помощью к нам ежегодно обращаются порядка 40 тыс. пациентов. Плюс еще поликлиническое наше отделение, есть неотложные приемы, а есть плановое состояние, вот этих плановых приемов у нас порядка 100 тыс. в год. Каждый год приблизительно столько», - сказал она, отвечая на вопросы журналистов.
Кроме этого, в клинике ежегодно проводится до 30 тыс. операций. «Это вмешательства по всем причинам. Столько операций мы делаем в год», - сказала она.
Врач-офтальмолог РКОБ Элина Минхузина также призвала татарстанцев не игнорировать осмотры офтальмологов. Свою убеждённость в их необходимости она подкрепила наглядным примером из совей практики.
«К нам обратилась женщина, в один день он заметила, что поле зрения ее справа сузилось. При этом она не жаловалась на боли. На момент обращения у нее была диагностирована большая опухоль - меланома, которая не подлежала консервативному лечению, а только оперативному. Все кончилось плачевно, в Москве ей удалили глазное яблоко. Этим случаем, хочу сказать, что не всегда острота зрения при данном заболевании является ключевой. Поля зрения, которые могут сужаться — это фактор», - поделилась она.
По словам Минхузиной, не меньшую обеспокоенность среди врачей-офтальмологов вызывает рост случае близорукости и астигматизма среди детей и подростков.
«Среди топ причин, которые нас беспокоят — это близорукость и астигматизм. Данная цифра нас беспокоит, потому что год от года она увеличивается. За 2021 год с диагнозом близорукость среди детей до 14 лет выявлено более 8 тыс. случае, если говорить о подростках — это 4 тыс. случаев за год. Нас эти цифры пугают», - сказала она.
Среди факторов роста числа заболеваний специалист выделила экологические факторы, избыточную зрительную нагрузка, а также несоблюдения режима дня и отдыха.
«Большой фактор – наследственный. Это генетическая расположенность», - резюмировала она.