Бессмертная классическая музыка звучала в Елабуге среди красот природы

news_top_970_100
Автор фото: mincult.tatarstan.ru

Настоящее искусство создается не для узкого слоя интеллектуалов, а для народа. Но не все дойдут до концертного зала или оперного театра. К тому же билеты туда недешевы. А когда сама окружающая обстановка - сцена на большой поляне с речкой и парком поблизости - входит в резонанс с каждой нотой, то и музыкальную классику мы готовы воспринимать всей душой. Это в шестой уже раз доказал Елабужский музыкальный фестиваль. 

С 4 по 7 июля при поддержке Раиса Татарстана Рустама Минниханова и Президентского фонда культурных инициатив прошел VI международный музыкальный фестиваль Бориса Березовского «Летние вечера в Елабуге».

Корреспондент «КВ» побывал в Елабуге в первый день фестиваля. Это очень древний город. По мнению археологов, проводивших раскопки в окрестностях, поселение здесь возникло на рубеже X - XI веков. Но полноценным городом Елабуга стала только в 1780 году по специальному указу Екатерины II, которой очень понравился тут теплый прием. 

Да и нынче город в любое время года бывает заполнен гостями. Причем среди них попадаются и не менее именитые, чем российская императрица. А все потому, что Елабуга умеет удивлять. Бродить по ее уютным улочкам, заходя в местные кафе и магазинчики, любуясь архитектурными изысками, можно часами. И при этом открывать для себя что-то новое или забытое старое. Ты погружаешься в атмосферу второй половины XIX - первой половины XX века. 

Журналисту повезло побывать лишь в трех из 17 музеев Елабуги. Музей уездной медицины им. Владимира Бехтерева считается одним из уникальных в своем роде. Он был открыт 29 июня 2007 года в аутентичном достаточно хорошо сохранившемся месте - хирургическом корпусе комплекса земской больницы, построенной в последней трети XIX века купцом Александром Барановым. Особенность этого музея в том, что другие аналогичные посвящены конкретным личностям, оставившим свой след в медицине. А здесь можно изучить жизнь типичного земского врача от а до я. Имя Бехтерева музей носит, потому что часть экспозиции посвящена этому выдающемуся ученому, уроженцу Елабужского уезда Вятской губернии. Его потомки, почувствовав, с какой любовью в Елабуге относятся к памяти светила отечественной физиологии, передали сюда личные вещи ученого и врача. Кстати, существует версия, что именно Бехтерев поставил Сталину диагноз «тяжелая форма паранойи», после чего скоропостижно скончался. 

Невеселые мысли навевает обстановка дома, в котором провела вместе с сыном последние 10 дней жизни поэтесса Марина Цветаева. Сюда она попала в начале августа 1941 года после эвакуации. Условия проживания, причем без всякой оплаты, у них были достаточно комфортные. И денег с собой из Москвы Марина взяла столько, что им хватило бы прокормиться первое время. Но поэту важен не только и не столько быт. Не было вдохновения, стихи она не писала, занималась переводами. Общая тягостная атмосфера, которую, к слову, можно прочувствовать даже спустя десятилетия в этом доме, и привела к трагедии - Марина Цветаева решила уйти из жизни в последний день августа. 

 Последние 10 дней своей жизни Цветаева провела в такой скромной, но уютной обстановке

Фото: Дмитрий Смирнов

Но хватит о грустном, давайте о вечном. К началу концерта первого дня жара спала. Уютно устроившиеся на поляне около Шишкинских прудов любители музыки с нетерпением ждали его начала. Стоит отметить, что все близлежащие улочки были заставлены автомобилями, в том числе и с московскими номерами. 

А дальше началось волшебство, достойное лучших сцен мира. Первое отделение концерта виртуозно выступал Государственный академический симфонический оркестр РТ, который исполнил увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Им управлял не как обычно Александр Сладковский, а другой известный дирижер - Илья Дербилов. В какой-то момент к оркестру присоединился Лука Моромов - юное дарование из Набережных Челнов.

Для своих 10 лет у него в активе большое достижение - победа в телеконкурсе «Синяя птица». Когда мальчик заиграл на скрипке, слушателям сразу стало понятно, почему все считают его талантом. 

Главный организатор фестиваля - великий пианист Борис Березовский, тоже порадовал публику своей виртуозной игрой. В этом сезоне маэстро позволил себе немного поимпровизировать. Как рассказал музыкант позже, для него это был эксперимент - сочетать выступление с блюзом.

Безусловным украшением первого отделения стала обворожительная дива мировой оперы, заслуженная артистка РФ и РТ Аида Гарифуллина. Красавица подарила зрителям чувство музыкального полета в мир знаменитых композиторов. В ее исполнении звучали только хиты классической музыки - Концерт №5 Людвига Бетховена, «Ария Лауретты» Джакомо Пуччини, увертюра к опере «Кармен» Бизе и ария царицы Сююмбике из одноименной оперы. Кстати, последнюю вещь Гарифуллина исполнила на татарском языке, чем вызвала бурю оваций. 

Завершилось первое отделение концерта-открытия поэзией. Заслуженный деятель искусств России Влад Маленко прочитал свои произведения, пронизанные любовью к Родине. Завершился первый летний вечер в Елабуге лазерным шоу. 

Уже за сценой Березовский признался журналистам, что быть художественным руководителем музыкального фестиваля несложно, а вот техническим - очень сложно. «Все недовольны, характеры у всех сложные... Если кто-то опоздал на репетицию - очень много проблем. А что такое худрук? Это человек, который любит музыку, знает, где таланты зарыты, как их откопать. Просто выбирает и выставляет», - заявил маэстро. Березовский сообщил корреспонденту, что сам лично отбирает всех выступающих на концертах. А подготовка к «Летним вечерам в Елабуге» начинается за четыре-пять месяцев до начала. 

Также худрук фестиваля не стал скрывать от СМИ его бюджет на этот сезон: Татарстан выделил 12 млн рублей, федеральный центр добавил еще 9 млн рублей. Кроме того, помогли и спонсоры. Например, один из них за свой счет пригласил в Елабугу оперную певицу. Впрочем, сама Гарифуллина сказала, что с удовольствием приезжает на родину. Тем более что здесь всегда тепло принимающая ее публика. В подтверждение этих слов из-за ограждения раздались голоса: «Аида, мы вас любим!»

news_right_column_240_400