Без дома и семьи

Сегодня беспризорники мало чем отличаются от тех, что были в революцию и гражданскую войну. Песню “У кошки четыре ноги”, как в фильме “Республика ШКИД”, может, и не поют, но живут так же.

news_top_970_100

Как же остановить неумолимый механизм, засасывающий безнадзорных каждый раз, когда, по версии милиции и органов опеки, они должны браться за ум, вставать с четырех конечностей на две и учиться, а в будущем и трудиться наравне с остальными гражданами?

В Казани все спокойно

Если найдется хоть один человек, который, глядя пронзительно чистыми очами, скажет, что с подростковой преступностью у нас покончено или что в области оной наблюдается беспрецедентный спад, то можно смело заносить его в Красную книгу как первого и единственного марсианина, ступившего на Землю. Потому что всем остальным ясно - проблемы были и есть.

Что привлекает среднестатистического трудного подростка в криминальную среду? Конечно деньги. Пусть, вопреки распространенному мнению, и не легкие, но все-таки деньги, которых ни в жизнь не заработать, не получив как минимум высшего образования. А о каком образовании может идти речь, если дома вместо заботливых родителей, готовых направить чадо по жизни, чаще лишь пьянство, тунеядство и еще какое-нибудь “-ство”, порой даже нецензурное?

Понятно, что на улице не обучат таким нужным обществу профессиям, как врач, учитель и строитель, зато в денежном эквиваленте сплошная выгода. На стоянке там подежурить, на торговой точке посидеть в качестве внештатного охранника - за все деньги, реальные, наличные. Да и много ли юнцу надо для счастья?

Счастье есть, его не может не быть

Позволю себе еще одно обращение к прошлому - помните фильм “Путевка в жизнь”? Там герой забирает из милиции группу ребят-беспризорников, воришек и налетчиков, чтобы организовать трудовой коллектив, переключить детей с прожигания жизни на созидательный труд. Первые станки, завезенные в коммуну, и первый локомотив, запущенный по собственноручно уложенным рельсам, для ребят были счастьем.

А вспомним Макаренко, достижения которого так рьяно порицались светилами советской педагогики? Он также создал трудовую коммуну, под его руководством коммунары научились зарабатывать деньги, получив необходимые профессии.

Что мешает сегодня возродить подобную трудотерапию? Финансы - не вопрос, а их отсутствие - не ответ. Найти толковых педагогов несложно, труднее их заинтересовать: за зарплату учителя никто добровольно не захочет сменить привычные стены школы и какой-нибудь 7 “А” на расхристанную братию трудных детей. Значит, и зарплата должна быть в разы выше, и доля от реализации продукции в перспективе - тоже. Следовательно, пора бы нам в стране объявить еще один нацпроект.

Бизнес-коммуна или инкубатор капитализма?

Беспризорники, рискну предположить, тоже не загорятся от мысли сменить вольницу на “каторгу”. Значит, и их надо заинтересовать рублем. Рублем и перспективой нужной профессии. Ведь сетуют же руководители предприятий на нехватку кадров - так вот вам кузница этих самых кадров! Помогите чем сможете, обучите, а после трудоустройте! Причем с жильем, пусть и ведомственным.

Главное, дайте им какую-никакую, а уверенность. А то ведь когда под ногами у мальчуганов от непредсказуемой действительности зыбко, в голову никакая работа не лезет - так, дрянь одна.

А контроль за всем должен быть такой же, как и в случае с остальными национальными проектами - личный президентский. Чтобы по графику отчитывались и докладывали, что и как.

Да, и не надо никаких решеток и надзирателей - детей это унижает.

Понятно, что написать и предложить проще, чем выполнить. Но взялись же наконец за казавшиеся безнадежными отрасли здравоохранения, образования, жилья, сельского хозяйства... Почему бы не решать постепенно проблемы тех, для кого все это делается? Ведь если сегодняшнего взрослого всегда можно переубедить - знавал же он и лучшие времена, то детей, к которым жизнь с первых дней весьма неприветлива, - этих будущих взрослых завтра уже не исправить - будет слишком поздно.

news_right_column_240_400