Рост уличной преступности, увеличение числа ДТП и катастрофическая наркотизация молодежи стали лейтмотивом заседания постоянной комиссии КСНД по вопросам законности, правопорядка, управления и самоуправления.
Как выяснилось, решить эти проблемы может... благоустройство города - в самом широком смысле. Ведь милиция, на которую все привыкли сваливать борьбу с преступностью, работает главным образом по фактам уже совершившихся темных дел. А корень зла лежит как правило в другой плоскости, вне ведения правоохранительных органов. Недавно группа подростков-старшеклассников пожаловалась на участкового, который гоняет их из подъезда. Милиционер выполнял свои обязанности, он прекрасно знает, откуда берутся пустые бутылки и окровавленные шприцы на наших лестничных площадках, но это лишь одна сторона вопроса. Другая сторона - 15 - 17-летним ребятам совершенно негде "законно" собираться. В самом опасном возрасте, когда уже доступны все соблазны, но отсутствуют жизненный опыт и осторожность, молодежь становится никому не нужна. Подростковые клубы она уже переросла, а спортивные секции и прочий "фитнесс" - либо для избранных, либо не по карману. Отсюда - досуг в подъездах и подвалах. Отсюда - наркотики и на четверть возросшее число уличных грабежей.
Председатель комиссии Камил Абдуллин посетовал, что не только футбольно-волейбольных площадок во дворах, но и самих дворов в привычном понимании не остается. Возле многих домов нет даже скамеек, дворовую территорию занимают мусорки и автостоянки. В запущенном состоянии находятся и все объекты массового отдыха горожан под открытым небом. Речь в первую очередь идет о парках и скверах Казани, о том, что зелени в столице все меньше. Установленный минимум на одного казанца - 25 квадратных метров насаждений, однако в реальности "зеленых квадратов" лишь по 17 на нос. Особенно остра эта проблема в Азино, где проектировщики практически не оставили места под зеленую зону. Лишь усилиями местного депутата и общественности удалось отстоять дубовую рощицу, где едва не разместилась автостоянка, получившая законное разрешение на строительство! Объект "передвинули" на несколько сот метров.
Перегруженность Казани транспортом - отдельная проблема. В городе вместе с "приезжими" едва ли не 150 тысяч машин, ежегодная прибавка в последние несколько лет - до 6 тысяч авто. В сочетании с бескультурьем водителей это привело к увеличению ДТП, смертей на дорогах стало в полтора раза больше. Выход один - менять городскую схему движения. Недостатка в проектах нет. Уже на ближайшее время, по словам заместителя главы администрации города Мансура Хафизова, запланировано строительство четвертой транспортной дамбы. Новая магистраль начнется от улицы Вишневского, "нырнет" в тоннель под улицу Ершова, пройдет между ЦПКиО и Арским кладбищем и наконец переберется в Заречье. Нынешний же понтонный мост найдет применение в другом месте. Кроме того, планируется соединить Оренбургский тракт с камазовской дорогой (чтобы транзитники не ехали через весь город), а улицу Чистопольскую (предварительно "облагородив") - с Краснококшайской.
Это лишь малая толика грандиозных планов реконструкции и развития. Однако и она для существующего столичного бюджета - слишком тяжелая ноша. Одна лишь четвертая дамба потребует более миллиарда рублей, а городу срочно нужна масса других объектов. В преддверии тысячелетия столицы депутаты надеются на помощь республики, федерального центра, а также на солидное кредитование Европейским банком реконструкции и развития.
Антон ШАБАРДИН.