С какого же возраста и сколько стоит давать детям денег на карманные расходы? Нужно ли материально поощрять ребенка и как научить его распоряжаться деньгами? Об этом «КВ» беседуют со специалистом в области семейных и детско-родительских отношений, психотерапевтом, кандидатом психологических наук Инной Дмитриевой.- Многие специалисты считают, что отношение детей к деньгам нужно воспитывать с трехлетнего возраста. Чем раньше у ребенка сформируется позитивное и правильное отношение к деньгам, тем лучше. Все дело в том, что на фоне нового времени наше сознание направлено на формирование и воспитание финансово успешного человека. Вместе с тем каждую ситуацию необходимо рассматривать в отдельности. К примеру, если уже в детсаду дети сравнивают свои копилки, а дома просят деньги у родителей, то с ребенком можно провести доверительную беседу. Причем важно задать такие вопросы: «Почему тебя интересует эта тема?», «О чем ты мечтаешь?», «Что ты хочешь приобрести на накопленные деньги?» Детский сад - первая социальная среда, значимая для их ребенка. Здесь встречаются дети из разных по уровню дохода и материальному положению семей. Поэтому в случае, когда семья не является финансово успешной, родители должны поддержать своего ребенка, объяснить, что ценность человека не измеряется в денежном эквиваленте и есть вещи, которые за деньги не купишь. Важно, чтобы в семье не было культа денег. - Как быть, если ребенок постоянно просит: «Купи!»?
- Главное, родителям не нужно говорить, что денег нет. Эта мысль может укорениться в детском сознании, и у ребенка будет формироваться психология неуспешного человека. Лучше, если родители доверят ребенку свои планы, для осуществления которых они копят деньги. Поэтому сейчас не получается купить то, что хочет ребенок. Также можно рассказать ему о семейном бюджете и объяснить, на какие цели тратятся заработанные деньги. Конечно, родители должны развивать в детях позитивное отношение к деньгам. Поэтому, чтобы стать финансово успешным и счастливым человеком, нужно правильно распоряжаться деньгами.- Как же воспитать правильное отношение к деньгам?
- Во-первых, брать малыша с собой за покупками и рассказывать, сколько стоит каждая вещь. Кроме того, можно знакомить ребенка с деньгами в игровой форме. Допустим, устроить дома небольшой кинозал: расставить рядами стулья и объяснить, что билеты в первом ряду стоят дороже, чем в последнем. Так дети будут учиться выбирать, сравнивать, анализировать, определять лучшее и худшее. У них будет развиваться логическое мышление и формироваться система ценностей. Очень полезно писать с ребенком сказку о деньгах, где главными героями будут деньги. В процессе создания таких сказок приходит понимание, что деньги - это друзья. Они любят приходить к тем, кто их ценит и может правильно распоряжаться ими. Но деньги не любят задерживаться у скупых людей и помогают добрым осуществлять свои мечты.- Как относиться к тому, что ребенок копит деньги?
- Если только собирает и не делится, то это накопительство может привести к тому, что он вырастет скупым и эгоистичным человеком. Следует отметить, у денег есть свои законы. Один из них - закон десятины - связан с балансом между «брать» и «давать». Если зарабатываешь, то десять процентов нужно отдавать, что будет способствовать дальнейшему процветанию. Поэтому важно учить ребенка делиться: получил подарки - поделись с мамой, папой, другом. Причем родители должны делать акцент на том, что от этого тоже можно получить радость. Нужно объяснить ребенку: деньги - не цель и не смысл жизни, а средство для осуществления целей или мечты.
- Инна Александровна, стоит ли поощрять детей за учебу или домашнюю работу?
- В европейских странах развита такая модель воспитания: за любую работу поощрять ребенка материальным вознаграждением. Это психологически неправильно. Проблема в том, что в семье будут формироваться торгово-денежные отношения и потребительское отношение к родителям как к источнику финансирования. Еще в этом случае у ребенка будет доминировать только внешняя мотивация, он привыкнет все делать за деньги. Нужно по-другому мотивировать ребенка к успешной учебе или выполнению домашней работы. Например, родителям следует хвалить ребенка за его достижения, показывая позитивные результаты его труда. Они могут объяснить детям, что помощь по дому - добровольный жест, в котором заключается проявление нежных чувств, любви, заботы к старшему поколению, а также ценный вклад в общее семейное дело. - С какого возраста можно давать ребенку карманные деньги?
- Это очень индивидуально. Главное, сначала научить ребенка правильно распоряжаться деньгами. Родители должны определить, как часто и сколько они дают денег на карманные расходы. Также им нужно посоветовать ребенку, на что и как лучше потратить деньги. В целом, если заниматься финансовым воспитанием детей, то это способствует развитию ответственности и чувства взрослости. Причем в каждом ребенке можно сформировать архетип купца, который базируется на стремлении зарабатывать и приумножать деньги и понимании того, что успех детей не связан с финансовым благополучием родителей. Тогда ребенок будет не только накапливать деньги, но и грамотно управлять ими.
- Стоит ли контролировать расходы ребенка?
- Сначала, конечно, контроль необходим. Но он должен быть дружеским и ненавязчивым, чтобы между родителями и детьми оставались доверительные отношения. Родители могут делиться своим опытом накопления денег. Главное, детям нужно понять, что деньги зарабатываются честным и праведным путем. Тогда в ребенке будет формироваться духовный стержень. И он вырастет богатым, успешным и счастливым человеком.
- Главное, родителям не нужно говорить, что денег нет. Эта мысль может укорениться в детском сознании, и у ребенка будет формироваться психология неуспешного человека. Лучше, если родители доверят ребенку свои планы, для осуществления которых они копят деньги. Поэтому сейчас не получается купить то, что хочет ребенок. Также можно рассказать ему о семейном бюджете и объяснить, на какие цели тратятся заработанные деньги. Конечно, родители должны развивать в детях позитивное отношение к деньгам. Поэтому, чтобы стать финансово успешным и счастливым человеком, нужно правильно распоряжаться деньгами.- Как же воспитать правильное отношение к деньгам?
- Во-первых, брать малыша с собой за покупками и рассказывать, сколько стоит каждая вещь. Кроме того, можно знакомить ребенка с деньгами в игровой форме. Допустим, устроить дома небольшой кинозал: расставить рядами стулья и объяснить, что билеты в первом ряду стоят дороже, чем в последнем. Так дети будут учиться выбирать, сравнивать, анализировать, определять лучшее и худшее. У них будет развиваться логическое мышление и формироваться система ценностей. Очень полезно писать с ребенком сказку о деньгах, где главными героями будут деньги. В процессе создания таких сказок приходит понимание, что деньги - это друзья. Они любят приходить к тем, кто их ценит и может правильно распоряжаться ими. Но деньги не любят задерживаться у скупых людей и помогают добрым осуществлять свои мечты.- Как относиться к тому, что ребенок копит деньги?
- Если только собирает и не делится, то это накопительство может привести к тому, что он вырастет скупым и эгоистичным человеком. Следует отметить, у денег есть свои законы. Один из них - закон десятины - связан с балансом между «брать» и «давать». Если зарабатываешь, то десять процентов нужно отдавать, что будет способствовать дальнейшему процветанию. Поэтому важно учить ребенка делиться: получил подарки - поделись с мамой, папой, другом. Причем родители должны делать акцент на том, что от этого тоже можно получить радость. Нужно объяснить ребенку: деньги - не цель и не смысл жизни, а средство для осуществления целей или мечты.
- Инна Александровна, стоит ли поощрять детей за учебу или домашнюю работу?
- В европейских странах развита такая модель воспитания: за любую работу поощрять ребенка материальным вознаграждением. Это психологически неправильно. Проблема в том, что в семье будут формироваться торгово-денежные отношения и потребительское отношение к родителям как к источнику финансирования. Еще в этом случае у ребенка будет доминировать только внешняя мотивация, он привыкнет все делать за деньги. Нужно по-другому мотивировать ребенка к успешной учебе или выполнению домашней работы. Например, родителям следует хвалить ребенка за его достижения, показывая позитивные результаты его труда. Они могут объяснить детям, что помощь по дому - добровольный жест, в котором заключается проявление нежных чувств, любви, заботы к старшему поколению, а также ценный вклад в общее семейное дело. - С какого возраста можно давать ребенку карманные деньги?
- Это очень индивидуально. Главное, сначала научить ребенка правильно распоряжаться деньгами. Родители должны определить, как часто и сколько они дают денег на карманные расходы. Также им нужно посоветовать ребенку, на что и как лучше потратить деньги. В целом, если заниматься финансовым воспитанием детей, то это способствует развитию ответственности и чувства взрослости. Причем в каждом ребенке можно сформировать архетип купца, который базируется на стремлении зарабатывать и приумножать деньги и понимании того, что успех детей не связан с финансовым благополучием родителей. Тогда ребенок будет не только накапливать деньги, но и грамотно управлять ими.
- Стоит ли контролировать расходы ребенка?
- Сначала, конечно, контроль необходим. Но он должен быть дружеским и ненавязчивым, чтобы между родителями и детьми оставались доверительные отношения. Родители могут делиться своим опытом накопления денег. Главное, детям нужно понять, что деньги зарабатываются честным и праведным путем. Тогда в ребенке будет формироваться духовный стержень. И он вырастет богатым, успешным и счастливым человеком.