Чего боятся казанские школьники? Мнение известного педагога о детях, родителях и учителях

О роли учителя в жизни каждого из нас сказано много. Не меньше - о детях, которые темпами своего развития пугают нынче и родителей, и учителей. Что соответствует истине, а что миф?

news_top_970_100

Об этом «КВ» беседуют с известным казанским педагогом с 45-летним стажем работы в школе, учителем русского языка и литературы школы №72 Романом Гузенфельдом.

Портрет школьника

- Роман Львович, вам как педагогу, которому есть с чем сравнивать, наверное, легко ответить на вопрос: чем отличается современный школьник от своих предшественников?
- Внешнее впечатление от современного школьника - он самоуверен и самодостаточен. Однако это зачастую лишь маска, защитная пленка от взрослой жизни. На самом деле, выйдя из стен школы, многие ребята оказываются крайне растеряны. Чисто физиологически взросление наступает очень рано, гормоны уже работают, но чувство ответственности и гражданской зрелости наступает значительно позже.

Могу с уверенностью сказать, что поколение школьников меняется каждые 4 - 5 лет. Каждый раз это иные школьники, и каждому последующему поколению свойственны нигилизм, отрицание прошлых ценностей и авторитетов. Нередко видим, что ученик 4 - 5-го класса боится, но начинает, что называется, качать права. Агрессивно отстаивая свои права, он может пойти к директору. С одной стороны, чувствует поддержку родителей и, как следствие, вседозволенность, а с другой - испытывает чувство незащищенности, проявляющееся во внешней агрессивности. Так ведут себя многие школьники, считая лучшим способом защиты нападение. Они не защищены перед жизнью, отсюда и подобное поведение.

- В обществе прочно укоренились западные ценности, краеугольный камень которых - успешность, чаще всего заключающаяся в материальном благополучии. Как это отражается на мировоззрении детей?
- Конечно, подобные ценности проникают и в мир ребенка. Однако дети несколько искаженно воспринимают понятие элитарности. Обладая теми или иными благами, вне зависимости от способа их получения, они уже причисляют себя к более высокому слою общества. Понимание крайне однобокое, но многие нацелены именно на такой результат. Подобные явления способствуют развитию не индивидуальности, а индивидуализма и эгоцентризма. Но это поддерживается обществом.

- Но ведь подобная модель общества давит на ребенка. Школьнику мощно внушается необходимость поступить в престижный вуз и получить профессию, с которой он сможет получать хорошие деньги...
- Зачастую это превращается в самоцель. Отходит на второй план понятие призвания, на первом месте стоит уровень дохода.

- Готовит ли школьника такая модель поведения к взрослой жизни?
- В стремлении к успешности многие люди перестают ощущать потребность в друзьях и людях вообще, видя в каждом человеке лишь партнера, причем даже в супруге.

- Ваше мнение относительно проникновения в жизнь детей современных информационных технологий?
- Дети пользуются интернетом как шпаргалкой. С одной стороны, я придерживаюсь мнения, что ребенок получает какую-то пользу, даже списывая материал. С другой - дети не учатся просеивать и обрабатывать информацию, так что польза от интернета сомнительна. Прямой связи с развитием сознания, речи, культуры я не вижу. Если же говорить о современной школьной технике - видеопроекторах, интерактивных досках, то они дают очевидную наглядность в образовательном процессе. Но дети перестают говорить и писать на уроках, теряя способность наслаждаться красотой, стилем родного языка.

- Как, по-вашему, заинтересовать ребенка чтением?
- В подростковом возрасте сложно заинтересовать ребенка классикой. Проблемы ее персонажей им чаще всего еще непонятны. На своих уроках я стараюсь использовать знания в области литературного краеведения. Знали бы вы, жизнь и творчество скольких писателей связаны с Казанью! Для родителей же важно вовремя заметить интерес к чтению, помочь развиться ему, предлагая нужные книги. И самое главное - личный пример. В семьях, где читают родители, дети тоже проникаются интересом к книге.

- Сейчас в стране подъем патриотизма. Как воспитать настоящего патриота?
- Формирование гражданственности и чувства гордости за свою страну очень важно. Но не менее важно развить чувство ответственности за нее, умение не закрывать глаза на недостатки. Я обратил внимание, что дети стали гордиться родным городом, тем, что Казань стала чище и красивее, приятно слышать от приезжих, что она приближается к столичным городам. Но следует также помнить о том, что пока Казань - только спортивная столица. Мы же должны стремиться к тому, чтобы она стала и культурной.

Важно, чтобы понятие патриотизма не подменял культ грубой силы. Величие страны не должно строиться на страхе других стран, оно должно строиться на их уважении.
Сейчас модно качать мышцы, некоторые мои ученики тоже этим увлекаются. Но при этом кое-кто развивается однобоко, негармонично, не придавая значения интеллекту. Я всегда стараюсь донести мысль, что сила важна, но она не может быть решающим аргументом. Гордость за свою страну - это гордость за свои корни и своих предков. В этом году я дал ученикам задание составить генеалогическое древо. Выяснилось, что четверо учеников нашей школы - потомки Героев Советского Союза, получивших свои награды на фронтах Великой Отечественной. Такие примеры очень мотивируют детей.

Портрет родителей

- А что можете сказать о современных родителях?
- Позиции многих родителей я откровенно не понимаю. Они не хотят, чтобы учитель участвовал в процессе воспитания ребенка. Нередко приходится слышать: «Вот ты проходишь с ними роман «Обломов», вот и рассматривай образы Обломова и Штольца, не выходи за рамки, не нужно смущать детей». На мой взгляд, это признак неуверенности родителей. Средний возраст родителей школьника сильно помолодел. К сожалению, много неполных семей, многие родители официально временно не работают. Все чаще детей воспитывают бабушки, а нередко родители и вовсе живут отдельно от ребенка. А ведь задача бабушки - в основном только накормить, одеть ребенка и отправить его в школу,  воспитание - задача родителей.

Одновременно в обществе развивается явление, давно укоренившееся на Западе: отчуждение между членами семьи. Дети и родители живут как две автономные, несоприкасающиеся системы. Родители катастрофически мало общаются с детьми, уделяя им мало внимания. В итоге духовный мир ребенка развивается самостоятельно, сам по себе. А когда мы вдруг начинаем это осознавать, он уже вырос. Конечно, это не значит, что он окажется плохим человеком, но все же ориентиром для ребенка должны быть родители, а только потом школа и учитель. Многие же папы и мамы приходят в школу два раза: на первый и на последний звонок.

- Но если одни родители считают, что учитель не должен вмешиваться в воспитание их школьника, то другие, напротив, видят в этом его обязанность...
- Да, часто приходится слышать замечания из разряда: «За что вам деньги плотют?» Родители зачастую рады переложить на школу заботу о детях. С другой стороны, на учителе также лежит большая ответственность за воспитание ребенка. Многие родители видят ребенка только спящим, а в школе он наиболее активен. Семей, которые проводят с ребенком много времени, немного. Понимаю родителей, которые не любят приходить на родительские собрания, потому что там они не слышат ничего, кроме перечисления оценок. Поэтому считаю, что учитель должен изучать и формировать личность ребенка.

И учителя

- Если мы перешли к роли учителя, то насколько сейчас в школе все благополучно с учительским составом?
- К сожалению, в российских школах сохраняется авторитарная, репрессивная модель общения учителя и ученика. Ребенок - субъект, а не объект обучения. По-настоящему многие учителя к нему так и не повернулись. Все реже вспоминают слова Сухомлинского: «Я отдаю сердце детям». Ведь чтобы отдать что-то детям, нужно самому это сердце иметь. Учитель должен быть партнером ученика, старшим товарищем. Например, я с детьми начиная с первого класса всегда здороваюсь первым. Далеко не все коллеги меня понимают, считая, что ребенок должен здороваться первым. А почему? Он ничего не должен учителю, напротив - учитель должен ему.

Каждые пять-шесть лет в течение своей долгой учительской карьеры я менял коллектив, пресыщаясь общением с ним. Как ни странно, всегда больше уставал воспитывать коллег, а не детей. Слишком много в системе школьного образования случайных людей, которые идут в учителя не по призванию. Другая проблема современного учителя - бюрократия. Такого количества бумажек и отчетностей на учителе не было никогда!

- Согласны, что учитель практически не принадлежит себе и он всегда на работе?
- Все-таки учитель - это определенно диагноз (Смеется.). Недавно я встречался со своими первыми учениками, которые уже стали пенсионерами. Они говорили, что я почти не изменился, и спрашивали, как мне это удается. На что я им ответил: секрет в том, что все время провожу со своими учениками. Учитель постоянно должен развиваться как личность и профессионал, иначе ему нечего делать в профессии. Несколько лет назад мы проводили на пенсию коллегу, великолепного педагога. Все очень уговаривали ее остаться в школе, на что она возразила: «Нет, я чувствую, что становлюсь консервативной и неинтересной детям, а так я не смогу ничему научить». На мой взгляд, это был очень взвешенный и сильный поступок.

news_right_column_240_400