Чем россиянин от немца отличается? Как менталитет нации на пристрастиях жителей сказывается

Почему на лодки одних и тех же размеров в России и Германии навешивают моторы разной мощности? Отчего безлюдны холлы германских отелей и куда подевалась знаменитая немецкая чистоплотность? Ответы на эти вопросы знает наш собеседник - менеджер ЗАО «КУБ» Сергей КРАСИКОВ, побывавший на знаменитой Международной выставке лодок в Дюссельдорфе.

news_top_970_100
- Яхты и катера, каноэ и байдарки, надувные лодки и весельные... Сергей Анатольевич, и каково же это скромное обаяние состоятельных буржуа, для которых организован этот салон?
- Знаете, утверждение, что владелец катера должен быть обязательно богат, даже для России заблуждение. У нас можно за смешные деньги приобрести лодку, доставшуюся продавцу в наследство от деда и отца. Ведь не все «больны водой» - лодку содержать довольно хлопотно: перевезти ее к воде в навигацию, иметь место для хранения в зимнее время... И новая лодка по цене вполне доступна - как автомобиль. В Германии же, несмотря на высокие по сравнению с нашими ценами, лодку может позволить себе человек, имеющий стабильный средний заработок: стоимость катера колеблется в пределах 3 - 5 его месячных зарплат.- Если вернуться к особенностям нашего быта, то следует заметить, что автомобиль перестал быть роскошью, чего про яхту не скажешь, да и используется-то она максимум шесть месяцев в год...
- Это так для российского климата. А в той же Германии навигация почти круглогодичная, поэтому реки очень оживленные, по ним бесконечно курсируют суденышки. Охват населения этим видом досуга очень велик. Немало этому способствует и законодательство: на мотор до 15 лошадиных сил никаких прав не нужно. И этого немцам, которые предпочитают неспешное курсирование по водам, вполне хватает. Наша же российская особенность - навесить даже на небольшое суденышко мотор большой мощности и с друзьями на катере с ветерком промчаться по водной глади. Но доступно это не всем: у нас без прав можно управлять мотором только до 5 лошадиных сил.- Хорошо, что хоть это ограничивает в нашей стране любителей адреналина...
- Главное не в этом, проблема для российского маломерного судоходства прежде всего в неразвитости соответствующей инфраструктуры. Казань в этом смысле не исключение. У нас отсутствуют цивилизованные стоянки для катеров, так называемые марины. Все, что уцелело от прежних времен, ныне пребывает в коматозном состоянии. По берегам Волги нет ни кафе, ни гостиниц, ни нормального сервиса по заправке судов топливом, ни пунктов приема фановых вод. Кстати, довелось бывать в разных странах - там на берегу открытые бульвары и нет никакой частной застройки...А ведь заинтересованность в таком досуге большая - некоторые Атлантику пересекают и ходят в кругосветку... Потенциал у этого вида досуга неисчерпаемый - можно было бы привлекать молодежь к различным зрелищным мероприятиям, отвлекать их от традиционных посиделок на берегу за бутылкой пива с сигаретами. В Германии, кстати, город идет навстречу увлечениям горожан - по билету выставки можно проехать в этот день на общественном транспорте.- На выставке были представлены только немецкие модели?
- Нет, всех европейских производителей. При этом буклеты и раздаточные материалы были на английском языке у всех, кроме немецких поставщиков. Они очень радеют за сохранение языка. И хотя на выставке демократичная атмосфера, менеджеры в джинсах, ведут они себя по-северному сдержанно. Но все меняется, стоит им сказать в отеле, например, «Гутен морген» вместо традиционного английского приветствия. Улыбаются в ответ... Надо признать, такое происходило нечасто - как правило, возвращаясь в отель днем, мы проходили мимо стойки администратора, за которой никого не было. Немцы умеют считать деньги, а рабочая сила в Германии очень недешева.- Мигранты цены не «уронили»?
- Они используются прежде всего там, где не требуется квалифицированной подготовки, как и во всем мире, впрочем. Вы редко встретите, например, официанта-немца в городе... Мы бывали в основном в исторической части города, и там мало что напоминает о классической немецкой чистоплотности. Я был удивлен: жвачки на асфальте, переполненные урны, брошенные окурки, обертки... нам Казань чище показалась! В этих проблемах власти винят приезжих, но думаю, дело не только в них: убирают город нерегулярно. Люди в основном работают до 4 часов дня, а в выходные отдыхают - очень лояльное трудовое законодательство...Дороговизна рабочей силы отражается и в разнице цен на катера, допустим, в Германии и России. Понятно, что нам до изысканных моделей производителей, которые этим не один век занимаются, еще очень далеко, но некоторые вещи можно сравнивать. Например, тент для катера немецкого производства стоит на порядок выше такого же изделия, изготовленного в России. Понятно, что высокая цена ориентирована на аналогичную покупательскую способность. - Что особенно запомнилось на выставке?
- Впечатлений масса, все-таки посмотрели мы 1700 экспонатов самых разных размеров и комплектаций. Наряду с традиционными были представлены очень любопытные модели. Например, яхты, оснащенные солнечной батареей, могут идти на малом ходу около четырех узлов в час, используя только энергию солнца. Или 30 - 50 километров в ночное время, используя аккумуляторные батареи. Польза от них большая прежде всего природе - водная акватория топливом не загрязняется. Да и отдыхать приятно: шума нет. Это незаменимое средство для туристических групп. Вообще арендный чартерный сервис - тема особого разговора. Множество катеров и парусных яхт изготавливаются именно для проката. Может быть, они выполнены менее изысканно, чем предназначенные для частного пользования, зато эксплуатируются по полной. В Германии очень развита чартерная индустрия, и нам в этом смысле стоит к этому опыту присмотреться. К сожалению, после крушения «Булгарии» развитие этого рынка услуг у нас затормозилось. Жаль, перспективы-то неплохие, особенно для оздоровления нации.

news_right_column_240_400