Чем заманят в школы продвинутых учителей

О подготовке новой стратегии развития образования рассказал журналистам глава Минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов.

news_top_970_100

В казанской гимназии №7 прошла работа секции традиционного республиканского августовского совещания «Эффективные формы взаимодействия педагогического общества со СМИ». Здесь за одним столом собрались представители министерства, педагоги, директора школ и журналисты.

Последних больше интересовало, что ждет нашу систему образования в будущем, нежели формы взаимодействия с педагогическим сообществом. Представителям СМИ хотелось узнать о разрабатываемой стратегии развития образования Татарстана на 2010 - 2015 годы «Килэчэк» («Будущее»).

- Мы тщательно проанализировали, как развивалось наше образование в последние два десятилетия. Вывод простой: если будем делать то же самое, то прорыва не будет. Обычные методы здесь не помогут, нужна стратегия с новыми подходами, - уверен министр. – Мы хотим создать мощную, эффективную систему образования, отвечающую задачам социально-экономического развития республики.

ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ. По словам Альберта Гильмутдинова, во многих странах мира реформа системы образования провалилась, но есть и положительные примеры:

- Сингапур, Южная Корея, Гонконг, Финляндия показывают прорывные результаты. Те, кто обратил внимание на человеческий фактор, выиграли. Нужно привести в школу успешного учителя-лидера. На это нацелена программа «Наш новый учитель».

КАК ПРИВЛЕЧЬ ЛИДЕРА? Молодых специалистов - выпускников университетов - предполагается обеспечить достойной зарплатой, помочь с жильем.

Кроме того, каждому отобранному специалисту предоставим ноутбук с лицензированным пакетом программ и доступом к тысячам книг. Мы будем доплачивать за кандидатскую и докторскую степень. Дадим лучшим учителям еще один оклад. В саму систему будем «встраивать» повышение качества образования и квалификации работников, - уверен министр. Кроме того, предлагается ввести статус учителя-эксперта, который помогал бы молодым коллегам.

МАЛОКОМПЛЕКТНЫ И МАЛОЭФФЕКТИВНЫ. На встрече с министром журналисты спросили и о судьбе малокомплектных школ, коих в республике сейчас не одна и не две. По словам Альберта Гильмутдинова, они обходятся на порядок дороже:

- Содержать их в 10 раз дороже, но это не главное. В малокомплектных школах качество образования не может быть высоким. Это самое низкое качество за самую высокую цену, - отметил руководитель МОиН РТ.

Он рассказал о трех путях решения проблемы – исправить ситуацию с малокомплектными школами помогут школьные автобусы (правда, эта возможность практически исчерпана – автобусы уже довозят учеников в районах, где позволяют дороги), школы-интернаты с проживанием в них в будние дни, а также дистанционное обучение. Детей из малокомплектных школ попробуют обучить специалисты из сильных учебных заведений. Уроки в этом случае будут проходить в режиме видеоконференции.

МНЕНИЕ. Роль учителя в образовательном процессе действительно огромна, соглашаются с тезисами новой стратегии сами учителя. Одна из них поделилась с корреспондентом «КВ»: лучших результатов достигают не интерактивные доски, а фанатики, влюбленные в свою работу и педагогику. А заинтересовать молодых одним лишь ноутбуком будет трудно.

- Компьютеры и так есть у всех – кому надо, тот и самообразованием займется. Тут ведь дело в другом. Это мы, люди старой закалки, готовы любить детей, работать за идею и на энтузиазме. Да и то не все – хорошие учителя в последнее время уходят из образования в другие сферы, коммерческие структуры. Продвинутая молодежь так работать за 15 тысяч не будет. Здесь нужны совершенно другие суммы, нужно брать пример с развитых стран, где престиж учителя действительно высок. Просто потому, что там зарплаты выше не на одну и не на две сотни долларов, - таково мнение одной из казанских преподавательниц.

Секция республиканского августовского совещания «Эффективные формы взаимодействия педагогического общества со СМИ» не ограничилась одним лишь «свободным микрофоном» с вопросами к министру. Здесь состоялись круглые столы, на одном из которых обсудили школьные средства массовой информации. Ошибаются те, кто представляет себе такие СМИ огромным куском ватмана у директорского кабинета. Дети в казанских школах начали издавать свои газеты с небольшим тиражом, а в некоторых учебных заведениях есть даже собственное телевидение. Ребята из 7-й гимназии показали, как оно работает: в прямом эфире рассказали участникам секции о последних достижениях учеников.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100