Через Гоби и Хинган

В прошлом году Хаммату Галимзяновичу Галимзянову (Сабирзянову), участнику Великой Отечественной войны, исполнилось 85 лет.

news_top_970_100
Родился Хаммат в 1926 году в деревне Тенеки Сабинского района Татарстана в крестьянской семье. Его мать Марфуга родилась и воспитывалась в семье муллы. В конце 20-х годов родители получили участок в деревне, построили дом в колхозе имени Тапанина. Отец и мать были грамотными, поэтому пользовались большим почетом у соседей. Они добровольно обучали грамоте селян, и Хаммат научился читать и писать еще до школы. В семье было только скотины - кошка, три курицы и коза-кормилица.
Вместе с отцом Хаммат работал на лесоповале при распиловке бревен и погрузке их на телегу. В семье было пятеро детей. Их детство совпало с очень тяжелыми военными годами. В 1941 году Хаммат окончил семь классов и стал полноценным колхозником. А 21 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Все мужчины ушли на фронт, поэтому главными работниками стали мальчишки и женщины. Они обрабатывали землю, возили зерно в амбары, доставляли мешки с зерном на станцию Шемордан, валили лес и складывали его в штабеля.
В 1942 - 43 годах шестнадцатилетних юнцов райвоенкомат призвал на обучение навыкам владения оружием. На руках были только деревянные макеты винтовок, а на ногах лапти.
284-я стрелковая дивизия в составе 17-й армии Забайкальского фронта была направлена весной 1945 года в район боевых действий. Выполняя свои союзнические обязательства, армия еще до объявления войны подтягивалась к границам Китая. Уже прозвучал радостный салют победы над немецким фашизмом, а 9 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии, и дивизия начала боевые действия на территории Внутренней Монголии. Совершая тысячекилометровый ускоренный марш, наши войска страдали от нестерпимой жары и из-за отсутствия воды – колодцы и другие источники были отравлены. Преодолев пустыню Гоби, наша армия вышла к предгорьям Большого Хингана, а затем вступила в Китай и появилась в тылу у сильной Квантунской армии и разгромила ее.
- В ужасных условиях мы проходили горными дорогами. Нас теперь мучили проливные дожди. Потоки воды образовывали горные реки, и мы были вынуждены преодолевать их, проявляя чудеса изобретательности и храбрости, – вспоминает Хаммат Галимзянович. - В качестве тягловой силы использовались верблюды и ишаки, поскольку техника буксовала. Мы двигались без остановки днем и ночью ускоренным маршем. За проявленное мужество и героизм в боевых действиях при преодолении Хинганских гор нашей дивизии было присвоено звание 284-я Хинганская стрелковая дивизия. Армия освободила ряд городов Китая, с боями прошла до  берегов Желтого моря. 2 сентября 1945 года мы дали салют в честь победы над милитаристской Японией. Это означало конец Второй мировой войны.
Потом дивизия снова сделала марш-бросок через Хинганские горы и пустыню Гоби. Проходили по 50 километров в сутки, теперь уже в обратном направлении в Монголию. Затем служба была продолжена в десантных войсках на кораблях во Владивостоке, в поселке Вторая Речка, потом на острове Сахалин. И только в марте 1950 года получен приказ о демобилизации солдат его возраста.
Хаммат Галимзянов вернулся в Казань, устроился учеником на ТЭЦ-2. Ему выделили койку в общежитии. Вскоре удалось договориться о приезде в город всей семьи. Позже он стал старшим машинистом, председателем завкома, членом райкома КПСС, депутатом райсовета. К тому же заочно закончил энерготехникум, женился на очаровательной девушке Разие Валиуллиной. У молодых родились два сына – Рашат и Ринат. Семье предоставили большую комнату в новом доме. Хаммат Галимзянович поступил на вечернее отделение КАИ. Он был отмечен и как активный рационализатор, получил звание заслуженного рационализатора Татарстана. В 1973 - 75 годах избирается секретарем партбюро, а затем и работником Московского райкома КПСС, депутатом Московского райсовета. Сегодня он - аксакал большого клана династии семейств Сабирзяновых-Галимзяновых: у него два взрослых сына, четыре внука и четыре правнука.

news_right_column_240_400
news_bot_970_100