Мнение 1. Учителя и ученики по разные стороны баррикады
Зайдя в кабинет, где мне предстояло сдавать экзамен, я сразу наткнулась взглядом на недружелюбное и усталое лицо одной из наблюдательниц. Она смотрела так, будто все мои карманы были набиты шпаргалками, а я только и думала, как бы списать. Во время экзамена стало еще хуже. Наблюдатели, словно церберы, сверлили каждого из нас пристальным взглядом, опасаясь, что кто-то спишет или начнет переговариваться. Такие взгляды ужасно сбивали с толку и смущали, лишая того самого спокойствия, которое так необходимо на ЕГЭ.
Конечно, наблюдателей можно понять. Они действовали согласно инструкции и устали, подготавливая школу к проведению экзамена. Однако явно перегнули палку в своем служебном рвении. Наверняка столь подчеркнутая подозрительность вызвана еще и тем, что учителям, которые не будут препятствовать мошенничеству, грозят солидные штрафы.
Через несколько месяцев следующее поколение выпускников будет сдавать ЕГЭ. Наверняка они так же зайдут в незнакомый кабинет, сядут за парту со своим номером и будут так же напуганы недружелюбием со стороны тех взрослых людей, которые должны стать их советниками в вопросах формальной части экзамена. В итоге самым большим источником стресса окажется не экзамен, а наблюдатели, которые своим неусыпным напрягающим надзором лишают уверенности самого подготовленного и честного выпускника.
Мнение 2. Времени мало – заданий много
Самым трудным для меня оказался экзамен по английскому языку. Времени на него дается очень мало, а заданий много. Самой сложной частью экзамена была письменная (творческая) часть. Согласно заданию нужно было написать письмо любого вида - официальное, любовное, дружеское, деловое - и сочинение-рассуждение (минимум 180 - 200 слов) на любую из возможных тем.
Вся сложность состояла в том, что в панике мне было тяжело правильно распределить время. Это поразило больше всего.
Мнение 3. У нас отняли полчаса!
Больше всего меня удивил ЕГЭ по литературе. По списку я сажусь за первую парту – волнение нарастает... Педагоги знакомят нас с основными правилами сдачи ЕГЭ. Точнее, запретами на пользование разными источниками связи. Они же раздают нам белые «судьбоносные» конверты. Бегло просматриваю все мои задания: отрывок из пьесы Максима Горького «На дне», стихотворение Михаила Лермонтова «Молитва», 12 вопросов из серии «знаешь - не знаешь» и в довершение три темы сочинения на выбор. Выбираю любовную линию в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» и приступаю к заполнению бланков. Эта процедура очень нервирует. Главное, не запутаться от волнения в цифрах, буквах и клетках.
Время зафиксировано. Один из педагогов строго предупреждает, чтобы руки мы держали только над столом, а голову прямо, обходились без лишних движений и поворотов. Один наделенный чувством юмора выпускник пытается разрядить обстановку, но его безобидные шутки быстро пресекаются. Не положено на экзамене нарушать официальную обстановку! «А если нам так легче?» - спрашивает парень. В ответ - тишина.
Через открытую настежь дверь замечаю, что в коридоре напротив расположились две женщины. Они якобы заняты чтением, но периодически заглядывают в наш кабинет. Все ясно: двойной контроль! Сразу возникает вопрос: почему следящие за порядком в коридоре мозолят глаза сдающим в кабинете и отвлекают их?
Мне захотелось попить. Открываю минералку и моментально привлекаю внимание сразу четырех учителей! Так что шоколадку в шуршащей фольге я решила даже не трогать. Такой параноидальный контроль очень напрягал. Приходилось заставлять себя абстрагироваться. А ведь литература - тот предмет, где одновременно необходимо вдохновение, память и сосредоточенность.
До конца экзамена еще полчаса, но нас уже просят сдавать листы. Иначе, мол, не уложимся в 4 часа. Выходит, время, за которое педагоги упаковывают конверты, входит в сам экзамен? Ровно 3,5 часа на то, чтобы написать пять мини-сочинений, ответить на 12 вопросов, а потом полчаса слышать над ухом: «Сдаем, не сидим просто так!»? Не хило, однако... Стараюсь проверить работу до последнего сочинения и наконец вспоминаю название одного стихотворения. За 10 минут до окончания экзамена быстро покидаю аудиторию.
Мнение 4. Не ожидала, что так трудно
Я сдавала ЕГЭ по 6 (!) предметам школьной программы: 2 обязательных и 4 на выбор. Пришлось напрячься. Самым трудным оказался экзамен по истории, который всегда отличался высоким уровнем сложности. Но я не думала, что настолько...
Самые сложные задания включает в себя часть С: оценивается умение работать с историческими источниками и документами, анализировать различные точки зрения и приводить весомые доказательства к ним, а также сравнивать некоторую информацию.
Тот, кто отвечал на вопросы части С, должен был знать не только о политике того или иного правителя страны, но и его биографию. Меня поразило, что именно такие вопросы встретились в моем ЕГЭ.
Мнение 5. ЕГЭ - больше, чем вызубрить билеты
Могу искренне сказать – все не так страшно. Разумеется, весь предшествующий экзамену учебный год я закидывала вопросами тех, кто уже сдавал ЕГЭ, читала мнения в интернете и нервничала, нервничала...
Готовилась, усердно заглатывая тесты и теоретические материалы. И только когда сдала ЕГЭ, смогла адекватно оценить этот экзамен. ЕГЭ не стал для меня шоком. Если готовиться к этому экзамену и прилежно учиться, вы сдадите его хорошо. Поэтому, если выпускник плохо сдал ЕГЭ, то виноват в этом только он сам.
Не стоит сетовать на необъективность оценок и «непонятные» задания – все это отговорки. Главное, нужно зубрить учебники не только в последний перед выпуском год, но и хорошо учиться в течение всех школьных лет. Суть в том, что ЕГЭ – это больше, чем просто вызубрить билеты. Это большее точно оценивает и показывает ваши знания, которых, видимо, просто недостаточно.
Мнение 6. Не шевелись, а лучше - не дыши
Больше всего поразило, что ЕГЭ тоже далек от идеала оценивания знаний. В нем, как и в любом другом экзамене, свою роль тоже играет удача и везение. Кому-то удается наугад выбрать вариант. Кому-то удачно списать – все так, как и на любом другом экзамене. Но главный минус данного экзамена – нервное напряжение. Оно в десятки раз выше, чем на традиционных экзаменах. Слишком уж сильно на нас давят во время этой процедуры. То не делай, туда не поворачивайся, не шевелись и не дыши. Это было для меня самым большим удивлением.
Еще один неприятный момент – заполнение бланков. Нас пугали: если не туда циферку поставишь, все, ЕГЭ провален. К сожалению, это правда. Знаю нескольких учеников, ответы которых компьютер не засчитал только из-за того, что они написали цифру 1 не так, как компьютер мог ее воспринять. Причем те, кто следит за ходом экзамена в аудитории, только усугубляют ситуацию, подливая масла в огонь своей грубостью.