Это приятное занятие натолкнуло на воспоминания о том, какие подарки мы с братишкой больше всего ждали от Дедушки Мороза. Конечно, список этот очень отличался от современного, ведь на дворе было начало 90-х.
Проведя опрос среди представителей разных поколений, а также воспользовавшись различными статистическими исследованиями, «КВ» выяснили список самых желанных подарков в разные десятилетия у нас и за рубежом.
Разница культур
Очевидно, что реклама в СССР и США отличалась разительно. У нас о новых игрушках дети узнавали, когда они появлялись у соседских ребят. А в стране победившего капитализма рекламу детских товаров совали везде где только можно.
Неудивительно, что за рубежом крупные компании и магазины в преддверии праздников печатали огромные каталоги товаров, в которых потребители могли выбрать подарки. И детским товарам была посвящена большая часть. Каждый год самые желанные подарки менялись.
Так, в 1970 году топ новогодних продаж возглавил мячик-попрыгунчик из плотной резины, которым можно было играть в комнате, в 1972-м - скейтборд, в 1975-м - настольная игра «Монополия», а в 1979-м - аудиоплеер.
В 1980-м этот список возглавил кубик Рубика. Впрочем, его популярность накрыла с головой и СССР. У нас в стране эта игрушка стоила довольно дорого - 6 рублей. Тем не менее он надолго стал самым желанным подарком для ребенка да и многих взрослых тоже.
С 1980-х на американском телевидении многие мультсериалы превратились в рекламу игрушек. Неудивительно, что в 1988 году самыми популярными игрушками стали герои из фильма «Охотники за привидениями».
А что у нас?
Советские дети, как и американские, часто просили на Новый год игрушки. Но популярными были и другие подарки. Например, детскую любовь заслужили разнообразные головоломки и конструкторы.
Еще в чести были настольные игры, такие как «Хоккей» и «Морской бой», товары для творчества. Например, многие мальчишки выпрашивали аппарат для выжигания по дереву. В отсутствие доступных видеомагнитофонов мечтой многих был проектор для диафильмов.
Лучшим подарком для многих становился спортивный инвентарь, велосипед или музыкальный инструмент, в особенности гитара.
Конечно, были в этом списке и дорогие подарки. Несбыточной мечтой многих советских детей был педальный автомобиль. А еще игрушки на дистанционном управлении: «Железная дорога» и «За рулем». В 80-х этот список пополнили электронные игры, такие как «Ну, погоди!»
В 90-х список предпочтений российских детей уже мало отличался от западных. Мальчишки мечтали получить в подарок трансформеры и черепашек-ниндзя, девчонки грезили о кукле Барби. И те, и другие очень хотели иметь электронного питомца тамагочи, а в идеале - игровую приставку.
Виртуальность побеждает
С 2000-х запросы детей стали расти, средняя стоимость подарков на Новый год заметно увеличилась. Вместе с тем изменились и предпочтения. Все чаще ребятня стала просить не игрушки, а игровые приставки, компьютеры, гаджеты и игры к ним.
В этом году на портале «Дети Mail.ru» провели опрос, посвященный новогодним подаркам. По его данным, большинство российских детей на Новый год просили у Деда Мороза гаджеты, как сообщили 41% родителей. На втором месте по популярности оказались игрушки (37%), а на третьем - развивающие игры и наборы для творчества (23%). Интересно, что родители учли пожелания, но иначе расставили приоритеты: 41% - развивающие игры и наборы для творчества, 32% - игрушки, а 25% - техника и электроника.
Примечательно, что по всему миру наметилась новая тенденция. Дети в последние годы стали все чаще просить в подарок не игровую консоль или игру к ней, а внутреннюю валюту для онлайн-игр и платные подписки к ним. Для людей несведущих объясним: в бесплатных играх существуют собственные магазины, в которых игроки могут, например, купить костюм для своего персонажа. Разумеется, костюм нарисованный, но за реальные деньги.
Как говорится, «чем бы дитя ни тешилось...» Однако то, что дети желают получить в дар все менее осязаемый предмет, несколько пугает. А еще то, что подрастает поколение, которое маркетологи приучили платить за то, что раньше игроки покупать были не согласны.
Стоит заметить и еще один яркий минус такой тенденции. Многие исследования показывают выраженную пользу от видеоигр, но только при условии, что игрок постоянно меняет их, а также занимается другими активностями. Уловки маркетологов в свою очередь надолго затягивают детей в один-единственный онлайн-проект на долгие месяцы, а то и годы. И мы вместо пользы получаем один вред.