- Судебная практика в деле защиты прав потребителей сегодня успешно решается в пользу истца: в минувшем году из 58 дел мы выиграли 56, - сообщила г-жа Исмагилова. Среди наиболее проблематичных товаров были названы технически сложные (прежде всего мобильные телефоны), обувь, банковские услуги, туристическая деятельность. И безусловно, сфера ЖКХ.
Так, по данным Марата Зайнуллина из ТУ Роспотребнадзора по РТ, в прошлом году в республике в сфере ЖКХ выявили 20 фактов нарушения федерального законодательства, 8 фактов неисполнения полномочий на уровне муниципалитетов. Нарушителям направлены предписания из прокуратуры. Тем не менее у государства остается все меньше рычагов воздействия, а у тех, кто эти услуги оказывает, ощущается все больше бездействия. Отрасль ЖКХ сегодня коммерциализируется - в соответствии с реформой. В результате мы с вами, рядовые потребители, страдаем от собственной беспомощности, когда обращения в многочисленные инстанции с жалобами на ЖКХ ни к чему не приводят.
Вообще доклады участников конференции наводили на мысль, что спасение утопающих есть дело рук самих утопающих. Например, на вопрос, как регулярно проверяют эпидемиологи торговые сети на предмет качества салатов, выпечки и готовой еды собственного производства, Гузель Сафина из ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии РТ» ответила, что санитарная служба может наведываться к продавцу-производителю не чаще одного раза в два года. Санэпидзаключение выдается сроком на пять лет. Внеплановая проверка может быть инициирована прямой жалобой покупателя в Роспотребнадзор, но загвоздка в том, что представители СЭС должны присутствовать при отборе проб - то есть при покупке.
Получается, выдали документ торговой точке – а там хоть трава не расти. Таким образом, ответственность за качество лежит в основном на производителе. Ну и на нас, потребителях, конечно. Дабы мы, раз отравившись, больше не покупали этот салат в этом супермаркете.