Директор школы Татьяна Аринина ведет меня в 10а класс и на ходу рассказывает, что новый предмет подростком нравится. Они с удовольствием слушают своего преподавателя - доктора социологических наук, профессора факультета социокультурной деятельности Казанского университета культуры и искусств, председателя Татарстанского регионального отделения национального общественного комитета «Российская семья» Лидию КАРЦЕВУ. Сажусь за последнюю парту...
Сегодня тема урока - «Семья в современном обществе». Ученики достают тетради, но записей педагог не требует. Урок проходит в форме свободного общения. Лектор возвращается к теме прошлого занятия, когда обсуждалось понятие «брак», трактовалась его сущность и формы. Карцева внимательно слушает ответы десятиклассников, корректирует их и дополняет. Затем переходит к новому материалу. «Так что же такое семья в вашем понимании?» - спрашивает она. Подростки по очереди дают свои интерпретации: «Семья - это дети», «Любовь», «Семья - союз любящих людей». Педагог эмоционально объясняет, что семья - это союз, построенный не только на чувствах двух людей, но и требующий от каждого выполнения определенных обязанностей. А главное - наличия чувства долга.
Дальше обсуждается вопрос, какая семья считается идеальной. Педагог обращается к анкетам, заполненным десятиклассниками на первом занятии. По их результатам получается, что почти половина подростков воспитываются в неполных семьях. А сейчас класс утверждает, что счастливая семья - обязательно полная. В ней растут дети, а достаток позволяет сказать: «Мы можем позволить себе покупки, хотя и с трудностями» (вариант ответа на один из пунктов анкеты).
После урока общаемся с профессором Карцевой.
- Лидия Валерьевна, какова главная цель уроков семьеведения?
- Вернуть традиционные ценности в современное общество, особенно в сознание молодежи. После распада СССР наблюдается либерализация брачно-семейных отношений. Налицо размежевание поколений. Место законного брака занимает сожительство молодых мужчин и женщин. Наша задача - попытаться обратить внимание школьников на то, что действительно важно в построении личной, а в дальнейшем и семейной жизни.
- Надеетесь добиться существенных результатов?
- Возможно, нам удастся воздействовать на мировоззрение подростков, формируемое сейчас, к сожалению, в основном «пожелтевшими» СМИ и интернетом. Результат есть. На одном из занятий мы с ребятами обсуждали социальные функции семьи. На вопрос о том, чего больше в семье - любви или долга и ответственности, подростки ответили, что любви. После урока, на котором выяснилось, что у семьи есть ряд социальных функций, дети многое уяснили. На следующем занятии ответы были совсем другие. «Долга и ответственности в семье больше!» - уверенно отвечали ученики.
- Почему старшеклассникам нравится этот предмет?
- Ученики любят предмет, потому что я веду его в режиме реального общения. Я не даю домашних заданий, не прошу записывать. Стараюсь сделать так, чтобы подростки не стеснялись высказывать свое мнение. Некоторые обращаются ко мне за личными консультациями. Недавно подошла девушка, отец которой не разрешает ей быть на улице после восьми вечера. Я объяснила: все дело во взаимности требований, и предложила познакомить отца со своими друзьями.
- Почему уроки семьеведения проходят в десятом классе?
- Наша программа рассчитана именно на десятый класс. В этом классе старшеклассники не сдают экзамены, у них больше свободного времени для самореализации.
- В советское время существовал аналогичный предмет...
- Да, был такой, назывался «Этика и психология семейной жизни». Но там не говорилось о многом из того, что является частью института брака и семьи. А материал был значительно идеологизирован. Естественно, не могло идти и речи, например, о сексуальных отношениях в семье.
- Получается, предмет «Семьеведение» - феномен современной системы образования?
- Можно так сказать. Суть нашего курса - необходимость спешно вернуться к еще не забытому многими школьными педагогами старому предмету, но в новом формате. Семьеведение - это синтез психологии, философии, педагогики, культурологии, социологии семьи и даже религиоведения. Здесь важно не углубляться в какую-то отдельную область. А соединить все аспекты исследования важнейшего социального института - института семьи, в единое целое, дать ученикам крепкие представления о будущей жизни. И поддержать то, что заложено пока на интуитивном уровне.