В рамках недели в казанских школах, училищах и вузах прошли «уроки добра», кинопросмотры, семинары, дискуссии. Самая обсуждаемая тема - о возможности совместного обучения здоровых детей и ребят с ограниченными физическими возможностями. - Включение детей с особыми образовательными потребностями, то есть с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья, с особенностями развития, в образовательный процесс общеобразовательных школ со здоровыми сверстниками - это сравнительно новый подход для российского образования. Он называется инклюзией в образовании, - пояснила одна из организаторов Недели инклюзивного образования в Казани - директор городского центра образования взрослых Валентина Парубина. - Чтобы устранить барьеры на пути инклюзивного образования, необходимы не только архитектурная и транспортная доступность школ, финансирование для обеспечения специальной поддержки ученика с особыми образовательными потребностями, но и, в первую очередь, наше с вами понимание того, что дети должны учиться вместе!Нашему обществу пора преодолеть негативные установки в отношении детской инвалидности. Во всем мире обычные дети и дети с инвалидностью учатся вместе. При обучении в коррекционных школах не достигается главная задача образования и воспитания - социализация личности. Ребенок-инвалид учится читать, писать, но не учится жить в обществе. Ученики школ-интернатов в известной степени изолированы не только от общества, но и от родителей. И после окончания школы они зачастую оказываются чужими и в обществе, и в своей семье.
- Почему идеи инклюзивного образования с трудом приживаются в России?
- Школьное сообщество пока не готово принять идею совместного обучения всех детей. К особенному ребенку нужен индивидуальный подход, а это значит, что учителю придется по-новому выстраивать учебный процесс и отношения в классе. Не принимают эту идею и родители. Опасения родителей здоровых детей связаны с тем, что ребенку-инвалиду педагоги будут уделять больше времени и внимания, в результате их дети получат некачественные знания. Родители же детей с инвалидностью боятся, что их ребенка в классе будут обижать, он станет там изгоем. - Как можно изменить ситуацию?
- Неделя инклюзивного образования - одна из акций, направленных на формирование инклюзивной культуры, понимание, что от совместного обучения детей выигрываем все мы, потому что наши дети вырастут толерантными, ответственными, внимательными и отзывчивыми, способными к сопереживанию и любви. Дети в пять-шесть лет воспринимают каждого человека абсолютно естественно, для них нет инвалидов - для них все нормальные. И только с младшего подросткового возраста начинается деление на «своих» и «чужих». Если кто-то чем-то отличается от большинства, значит, он чужой. В этом возрасте стремление «быть как все» очень сильное. Поэтому важно, чтобы подростки понимали, что одинаковых людей нет. Мы все разные, и воспринимать это надо с уважением. Вот одна из главных задач Недели инклюзивного образования.
- Почему идеи инклюзивного образования с трудом приживаются в России?
- Школьное сообщество пока не готово принять идею совместного обучения всех детей. К особенному ребенку нужен индивидуальный подход, а это значит, что учителю придется по-новому выстраивать учебный процесс и отношения в классе. Не принимают эту идею и родители. Опасения родителей здоровых детей связаны с тем, что ребенку-инвалиду педагоги будут уделять больше времени и внимания, в результате их дети получат некачественные знания. Родители же детей с инвалидностью боятся, что их ребенка в классе будут обижать, он станет там изгоем. - Как можно изменить ситуацию?
- Неделя инклюзивного образования - одна из акций, направленных на формирование инклюзивной культуры, понимание, что от совместного обучения детей выигрываем все мы, потому что наши дети вырастут толерантными, ответственными, внимательными и отзывчивыми, способными к сопереживанию и любви. Дети в пять-шесть лет воспринимают каждого человека абсолютно естественно, для них нет инвалидов - для них все нормальные. И только с младшего подросткового возраста начинается деление на «своих» и «чужих». Если кто-то чем-то отличается от большинства, значит, он чужой. В этом возрасте стремление «быть как все» очень сильное. Поэтому важно, чтобы подростки понимали, что одинаковых людей нет. Мы все разные, и воспринимать это надо с уважением. Вот одна из главных задач Недели инклюзивного образования.