Союз художников РТ, музей изобразительных искусств, его семья и друзья собрали его картины в Выставочном зале СХ РТ и пришли посмотреть снова его полотна, собранные вместе, вспомнить этого высокого красивого человека.
Он вернулся в Казань в конце 60-х годов после окончания Института имени И.Е.Репина в Ленинграде почти сложившимся художником. И стал одним из ведущих мастеров, в творчестве которого нашли воплощение и наша история («Русь колыбельная»), и культура татарского народа («Слово Тукая»), и современность (60 - 90-е годы). Ученик А.Мыльникова, он писал несколько скупыми, суровыми красками; темный колорит, удлиненные фигуры соответствовали драматическим сюжетам его картин. Но и традиции Н.Фешина - размашистые, свободные мазки, серо-серебристые тона в тонкой гармонии («Портрет Никитиной») - также были близки Виктору Федорову.
В начале 70-х в Казани появилось много зданий, объектов, для которых предусматривались большие композиции. Тогда это было новшеством для нашего города. Одним из самых заметных и совершенных произведений В.Федорова в монументальном жанре является композиция «Моя Татария» на торце пригородного железнодорожного вокзала (совместно с С.Бубенновым). Удачно найденный образ татарской девушки в национальном костюме сразу же стал своеобразным символом столицы Татарстана.
Для него священной была семья: жена Антонина, дочери Елена и Мария. Их портреты, написанные в разные годы, поэтичны, живописно насыщенны, полны любви и нежности. Только в руках любящего художника кисть может скользить по холсту так непринужденно и свободно.
Герои его картин живут в большом историческом времени и пространстве - от XVI века до ХХ. Выставка демонстрирует широкое мышление художника, стремление охватить собою мир и прикоснуться к его истории и проблемам. Виктор Федоров мечтал написать психологически острую композицию - трилогию «Руки и лики». Но не успел...
Дина ВАЛЕЕВА.